Вот и отшумели фанфары по поводу Дня строителя, который шумно отмечался в минувшее воскресенье, 13 августа. По этому поводу было даже созвано совещание в Кремле, где руководители отрасли произносили речи об успехах, а строители и девелоперы жаловались на безденежье и просили об очередных льготах. Хотя в последние годы им и так было выдано немало преференций, включая льготную ипотеку, отмену СНИПов и других административных барьеров. Но им все мало? На совещании заговорили даже о льготных кредитах строителям ниже ставки рефинансирования Банка России.
В Кремле прозвучало немало поражающих воображение цифр, которые должны были убедить президента в том, что в строительстве все цветет и пахнет, а при дополнительных льготах от государства и вовсе заколосится. Была приведена рекордная цифра ввода жилья за прошлый год — 102,7 млн кв. метров. Но так ли все благополучно в этой, как говорят, лидирующей отрасли нашей экономики?
Конечно, здорово, что в условиях санкций мы еще не разучились делать цемент, арматуру и кирпичи (правда, гвозди импортные, а наши китайские партнеры не отказываются, хоть и задорого, продавать нам не только гвозди, но и строительную технику). Но вот незадача. Как сообщил в апреле президент Владимир Путин на совещании с участием профильного вице-премьера Марата Хуснуллина, «на рынке недвижимости начинают возникать и определенные дисбалансы, происходит так называемое затоваривание, что в дальнейшем может привести к сокращению стройки. Нужно, конечно, эти риски снижать». Тогда же была приведена и другая впечатляющая цифра: 70% строящегося жилья не продается. По данным госкомпании «Дом.РФ», в 2022 году построено 98 млн кв. метров жилья, из которых не продано 42 млн, да еще 28 млн в продажу не поступало (этот объем застройщики придерживают). В некоторых регионах ситуация еще сложнее. Так, переизбыток нового жилья в Татарстане (откуда, кстати, команда куратора стройотрасли Марата Хуснуллина) вырос вдвое. Если в марте 2021-го застройщики продали половину того, что возводилось, то в марте 2023-го — лишь четверть. В Омске до 80% новостроек не продается, чтобы распродать уже возведенное жилье, потребуется не менее четырех-пяти лет.
С тех пор, кроме увеличенной цифры ввода жилья, ничего не изменилось, несмотря на предложение министра строительства и ЖКХ Файзуллина девелоперам снизить цены на жилье.
Даже в Москве, где, как нас уверяли, новое жилье улетает как горячие пирожки, 10-12 млн из 16,5 млн кв. метров строящегося жилья не продается. А это больше 10% всего возведенного в стране жилья. То есть строить-то строят, да вот кто ж это купит?
Как сказал президент России, сославшись на данные Банка России, ипотечные заемщики отдают застройщикам и банкам уже до 80% своего дохода. Получается, денежки, с помощью которых государство поддерживает льготные виды ипотеки, благополучно перекочевывают в карманы строительных компаний. А те не только не желают снижать цены на жилье, но, напротив, придумывают всевозможные схемы, которые эту цену увеличивают, — ту же «нулевую ипотеку». По данным Росстата, квадратный метр в новостройках в 2022 году подорожал на 21%, его стоимость составила в среднем по стране 122,3 тысячи за квадратный метр. Таких денег у россиян просто нет. Поэтому до 90% жилья люди приобретают в ипотеку, залезая в кабалу с туманными перспективами расплатиться.
В результате в прошлом году, по официальной статистике, жилищные условия улучшили 3,7 млн семей. Немало, но и немного, если учесть, что в аварийном жилье продолжают жить 1,3 млн человек. А, по словам Хуснуллина, с 2017-го по 2022-й площадь «аварийки» приросла еще на 13 млн метров и будет прирастать на 2 млн ежегодно.
Усиливаются и диспропорции по вводу жилья. Свыше 62% его приходится на долю 10 наиболее экономически развитых регионов. В лидерах Московская область (14 млн кв. метров), Краснодарский край (7,6 млн), Москва (6,8 млн), Ленинградская область (почти 4 млн) и Санкт-Петербург (3,4 млн). При этом в семи регионах строительство многоквартирных домов не превышает 3 тысяч «квадратов» в год, а то и не ведется совсем. То есть рынок и девелоперы продолжают работать над тем, чтобы переселить большую часть населения в европейскую часть России и в некоторые ключевые агломерации, обезлюдив при этом всю остальную страну. Вместе с тем архитектура новых «человейников» напоминает унылое наследие Никиты Хрущева. Только тогда строили, чтобы скорее дать людям жилье, а сейчас — чтобы по-быстрому срубить бабла. И никакие госпрограммы и льготы не могут повлиять на эту печальную тенденцию.
Всему этому противятся только сами граждане России, которые, вопреки усилиям строителей и государства, на свои средства и своими силами построили в прошлом году более 57 млн кв. метров. Это 56% всего нового жилья, на 16,5% больше, чем годом ранее. Объемы индивидуального жилищного строительства превышают показатели ввода девелоперами в 66 из 85 субъектов РФ. Вот бы и надо помочь этим людям, направить основные усилия государства на их поддержку! Но не тут-то было. Многие годы не реализуется обещание Бориса Ельцина выдать каждому россиянину по бесплатному гектару. Ныне этот гектар можно получить лишь на неудобьях Дальнего Востока. А за 10 соток землицы для индивидуального строительства поблизости от цивилизации нужно выложить немалые деньги, да еще побегать по чиновничьим кабинетам за всевозможными разрешениями. А потом как-то получить доступ к электричеству, газовым сетям (если они есть). Про дороги и говорить не хочется.
В нынешнем году в ближнем Подмосковье я попытался увеличить с 8 до 15 киловатт разрешенную мощность электрического подключения жилого дома. Притом что строение давно присоединено к сетям и ничего делать не надо, кроме смены автоматического предохранителя на более мощный, «Мособлэнерго» потребовало с меня свыше 40 тысяч руб-лей. Но это еще что: В тарифной сетке этого монополиста цены на другие услуги куда выше. То есть, несмотря на разговоры, стоимость подключения к сетям так и не снизилась.
Конечно, строительная отрасль не ограничивается жильем. Это и дороги, и другая инфраструктура, и нежилые помещения. На праздничном совещании в Кремле как о выдающемся достижении говорилось о строительстве автомагистрали Москва — Казань. Действительно, темпы ее сооружения и масштаб несколько необычны — но лишь для России. В Китае из строительства такой трассы не стали бы делать событие. Просто потому, что таких дорог там строится очень много, на порядок быстрее и дешевле, чем в нашей стране. У нас в год сооружается чуть больше 600 км дорог разного уровня, а в Китае — до 10 тысяч км! Не потому ли КНР обогнала по развитию магистральной автомобильной сети даже самую автомобильную страну — США? Например, в КНР скоростных автомагистралей 160 тысяч км (будет к 2025 году 190 тысяч), а в США — около 97 тысяч км. Про Россию здесь вообще неудобно упоминать. У нас (притом что территория почти вдвое больше китайской) таких дорог не более 15 тысяч км, и вряд ли в обозримой перспективе это число радикально изменится. В КНР в дорожном строительстве реализуются действительно уникальные проекты, в ходе которых сооружаются десятки тоннелей и мостов. Но главное, строят быстро, качественно и дешево. И без помпы и фанфар.
Один из секретов китайских успехов прост. Стройка, как правило, идет полностью на деньги подрядчика, хоть и под контролем властей. Сумма, вложенная строительной компанией, вернется к ней только после того, как все работы закончены. Причем конечная цифра затрат изначально указывается в договоре — не больше и не меньше. А срок гарантии на дорогу составляет не менее 25 лет. На таких условиях подрядчик заинтересован выполнить заказ и быстрее, и качественнее.
Когда начиналась пандемия, мир увидел, как в Китае всего за 10 дней была сооружена больница «Хошэньшань», рассчитанная на 1000 коек. С такой же скоростью строятся в КНР и офисные здания, и жилье. При этом широко применяются различные технологии сборки домов, изготовленных промышленным способом. Например, китайская компания BSB, которая использует специальные строительные плиты, построила четырехэтажное жилое здание за одну ночь. Позднее эта фирма возвела 57-этажный дом за 19 дней. А затем начала строить самый высокий в мире небоскреб Sky City в китайском городе Чанша. Для этого компания располагала деньгами, технологиями, ресурсами. Не было одного — одобрения властей. И проект был заморожен. Впрочем, в Китае и без того немало небоскребов выше 500 метров.
Работают в КНР и совсем уж фантастические, по нашим меркам, строительные технологии. Например, компания Winsun, флагман 3D-печати, напечатала (буквально!) в пригороде старинного города Сучжоу целый жилой квартал. Это строительство и дешевое, и экологически чистое. В качестве материала используется утилизированный строительный и промышленный мусор. При этом стоимость дома площадью 200 кв. метров составляет всего 4800 долларов. И никаких гастарбайтеров. Не говоря уже про откаты и завышение сметной стоимости...