А у нее своя предыстория. Месяц тому назад по северным районам провинции поползли слухи о больницах, переполненных отравленными пациентами, а затем неведомые "иностранные специалисты" дали заключение, что завод по выплавке свинца в городе Звечан, находящийся под полным сербским контролем, чудовищно загрязняет окружающую среду. Уровень металла в заводских выбросах якобы превысил допустимые нормы в 200 раз. Жить в Северном Косово стало, по утверждению экологов, невозможно, а расквартированные там иностранные военнослужащие дружно надели респираторы. Наконец, как гласит официальная версия, у косовской миссии ООН по делам гражданской администрации лопнуло терпение, и по ее просьбе командование миротворцев (КФОР) десантировало в предрассветные часы на заводскую территорию около тысячи солдат, которые при поддержке бронетехники и эскадрильи вертолетов изгнали "вредителей" с рабочих мест.
Очевидцы рассказывают, что администрацию и заводскую столовую брал спецназ. Минеры эффектно вышибали двери взрывчаткой, а бесстрашные бойцы вязали виновников и поваров. Подоспевшая на завод первая смена успела схватиться с англичанами и французами, но была вынуждена ретироваться, когда солдаты стали обстреливать бунтовщиков резиновыми пулями. Шесть сербов попали с легкими ранениями в больницу. Иорданцы разгромили затем местную радиостанцию - единственную в Косово, вещавшую на сербском языке, чтобы не допустить призывов к всеобщему бунту, а британцы заняли на всякий случай заводскую гостиницу "Звечан" на окраине города, где сербы, видимо, ковали свои тайные подрывные планы.
У пострадавших сербов своя версия случившегося. Председатель Сербского национального совета в Косовской Митровице Оливер Иванович убежден, что командование КФОР решило нанести решающий удар по экономическому потенциалу сербов в Косово, а заодно помочь албанцам, которые уже давно положили глаз на "свинцовый завод" - единственное успешно работающее предприятие из состава горно-обогатительного комбината "Трепча". Все остальные заводы бывшего промышленного гиганта, оказавшиеся в руках албанцев, не сумели возобновить работу из-за отсутствия квалифицированных кадров, а некоторые просто разворовали после натовской агрессии албанские мародеры.
Официального заключения иностранных экологов никто, кроме командования КФОР и руководства миссии ООН, не видел. А вот завод имел собственную экологическую службу, которая регулярно публиковала сводки о состоянии воздуха и до сих пор не отмечала критического превышения в нем уровня свинцового загрязнения. Пытаясь сгладить жестокость, с которой была проведена операция по захвату завода, представители КФОР поспешили заявить, что рабочие могут рассчитывать на компенсацию за потерянные рабочие места. На заводе по выплавке свинца будут установлены фильтры, после чего рабочие якобы смогут вернуться к плавильным печам. Но для всех в Косово уже ясно: последнее предприятие "Трепчи" у сербов отобрали вовсе не для того, чтобы отремонтировать и вернуть хозяевам. Между тем косовская миссия ООН намеревается передать "Трепчу" франко-шведско-американскому консорциуму, пообещавшему вложить в ее модернизацию 16 миллионов долларов.
Экспроприацией "свинцового завода" в Звечане завершен насильственный захват промышленного комплекса-гиганта, принадлежащего двум белградским банкам и столичной торговой фирме. Комбинат "Трепча" имеет замкнутый производственный цикл - от добычи свинцовых, цинковых и золотоносных руд до их переработки и выплавки металлов. До ввода КФОР в Косово заводы "Трепчи" были крупнейшими на Балканах поставщиками свинца, цинка, ферроникеля, производителями серебра и золота, а кроме того, делали аккумуляторы, охотничье оружие, золотые и серебряные украшения. Косовский промышленный гигант оценивается, по утверждению белградской газеты "Недельный телеграф", в 10 миллиардов долларов.
Насильственный раздел югославского имущества в Косово между натовскими участниками миротворческой операции в провинции становится все более похожим на дележку военных трофеев. Сербские экономисты не однажды обращали внимание, что американцы и ведущие западноевропейские союзники по Североатлантическому союзу поделили Косово, руководствуясь не только военно-стратегическими соображениями, но и прагматическими экономическими интересами. Американцы взяли под свой контроль район, в котором, как утверждают сербские геологи, имеются крупные нефтяные пласты и золотосодержащие руды. Англичане прихватили центральную часть Косово с богатыми рудниками цинка и олова и крупнейшей в Югославии теплоэлектростанцией "Обилич". Французам достались северные районы, где сосредоточены рудники и перерабатывающие заводы "Трепчи". При своих интересах остались итальянцы, захватившие богатый сельскохозяйственный регион и современные пищевые комбинаты в Джаковице, Печи и Дечанах, а также немцы, которым достались знаменитые виноградники вместе с огромными запасами отменного вина. Разумеется, как и в случае с "Трепчой", под грабеж будет подведена подходящая правовая основа, не оставляющая надежд истинным хозяевам косовской собственности.