Ботанический сад появился ровно 60 лет назад. В 1945 году бывший аптекарский огород при царском дворе преобразовали в НИИ ботаники АН СССР. "Первыми экземплярами, - рассказывает заместитель директора Зиновий Кузьмин, - стали трофейные пальмы с виллы Германа Геринга. В советские времена коллекционный фонд редчайшего в мире сада пополнялся на несколько сотен экземпляров в год. Сегодня о новых экспонатах нет и речи, сохранить бы то, что осталось..."
- Несколько лет назад из-за аварии в системе электроснабжения в оранжерее вымерзли саженцы редчайших тропических растений, - продолжает Зиновий Кузьмин. - Мы много раз писали в разные инстанции, пытаясь выбить средства для их закупки. Никто не отказывает, но и не помогает. На экспедиции, без которых не может существовать научно-исследовательское учреждение, нам дается всего около 60 тысяч рублей в год. На эти деньги далеко не уедешь - разве что в Подмосковье.
Собеседник показывает на крышу главной оранжереи сада: после зимы талая вода стекает прямо на головы сотрудников. Ремонт здесь не делали со времен основания сада. Все коммуникации давно сгнили. Система отопления вышла из строя. Необходимый для тропических растений температурный режим - около 25 градусов выше нуля - удается поддерживать только с помощью принесенных из дома обогревателей. За электричество тоже нередко приходится платить из своего кармана. Хотя зарплата старшего научного сотрудника - три тысячи рублей...
- Мы работаем в экстремальных условиях, - говорит Вера Чеканова, старший научный сотрудник фондовой оранжереи. - Купить новые стекла не на что, поэтому часто приходится загораживать дыры фанерой, заклеивать газетами. Как мы тут выживаем - сами не знаем. Думаю, только потому, что очень любим свою работу.
50 лет назад на территории сада было возведено несколько домов для сотрудников. В 1986 году жилье было передано на баланс города. Сейчас проживающие в микрорайоне Марфино на Ботанической улице, д. 33, недоумевают: почему их крепкие еще дома с фактическим износом 15% подготовлены к сносу? Ведь сколько в Москве аварийных, ветхих построек без намеков на удобства - и ничего, стоят. "Вы посмотрите, какие крепкие стены, какие рамы. Ломать дом - абсурд", - научный сотрудник сада Вера Иванцова проводит экскурсию по своей трехкомнатной квартире, которую когда-то получала еще ее мама, старший лаборант сада.
С ней согласны другие сотрудники сада. "Денег нет, работаем на голом энтузиазме, так еще и выгнать из дома хотят!" - возмущаются они, пишут письма в районную управу и мэру Москвы. Пока безрезультатно. Официальный ответ из мэрии гласит, что "по информации из префектуры Северо-Восточного округа, жителей о застройке микрорайона Марфино проинформировали". Мало того, согласно данным управы, все жильцы с этим решением согласны. "Снос - дело решенное, - подтвердили в префектуре. - Других площадок для строительства в этом микрорайоне нет". Мало того, при строительстве придется вырубить "часть ботанического сада, не представляющую научного интереса". Как удалось выяснить, речь идет примерно о половине его территории, на которой произрастает более 40 видов деревьев и кустарников, в том числе редких и исчезающих.
Не помогли и в департаменте природопользования правительства столицы. На многочисленные обращения сотрудников сада приходят только отписки. Коммерческий проект по строительству многоэтажек, гаражей и "отдельно стоящих нежилых помещений", названный в генплане "реконструкцией квартала", должен осуществиться уже в следующем году. В планах застройки нет ни одного муниципального метра жилой площади, подтвердили в управе. Все отойдет инвестору. "Зато пополнится городской бюджет, - сообщила нам заместитель главы управы района Марфино Любовь Серова. - Мы в первую очередь печемся о благе жителей нашего района, в том числе и уважаемых сотрудников сада. Их дома, согласно заключению экспертов, значительно изношены и подлежат сносу. Но никто без крыши над головой не останется. Ведь ботанический сад - наша гордость, а его работники - наша первоочередная забота". Слова хорошие, звучные.