Случайно я встретила их в этом центре: Любовь Михайловну Ожогину, ее дочь Ирину Елисееву, ее внучек Аню и Олю. Худенькие, стройные, немногословные - сразу три поколения, продолжатели рода комбата Богданова Михаила Ивановича.
...Когда в сибирское Тасеево принесли похоронку на отца, Любе было семь лет. Запомнилось: на следующий день у бабушки в косе только концы остались русые, а голова была белая... Когда она выросла, окончила мединститут, работала врачом и организатором здравоохранения в Сибири, то много лет пыталась узнать что-нибудь о своем отце, найти его боевых товарищей. В 80-е годы Любовь Михайловна отчаялась и все поиски прекратила.
И тогда неожиданно ее нашли однополчане отца. Ну не совсем прямо Л.М. Ожогиной (Богдановой) написал подполковник в отставке В.З.Живолуп: "Наш комбат был любимцем всей батареи, он был отчаянно смелым. Шел ожесточенный бой. В пригороде Севска в одном из дотов Богданов нашел гармошку и заиграл мелодию старой русской песни "Бывали дни, гуляли мы...". Каков был порыв бойцов! Пехотинцы, обгоняя комбата, ринулись в атаку..."
Его дочь, сестру и почти столетнюю мать разыскал московский клуб "Поиск" в те времена, когда в стране существовало обязательное патриотическое движение молодежи и был в ходу лозунг "Ничто не забыто. Никто не забыт". Потом была самая важная в жизни Любови Михайловны встреча "От всей души", которая дала ей принародное право гордиться своим отцом, награжденным боевыми орденами за героизм. Сколько лет прошло, а даже сестрички из медсанбата вспоминали Мишу-весельчака...
Сейчас иные времена, лозунги ("речевки") и анекдоты у молодежи. Кто такой Олег Кошевой? Это тот, которого Фадеев выдумал? Кто такая Зоя Космодемьянская? Эта та, которую крестьяне казнили за сожженный сарай?.. Александр Матросов? А-а, есть такой анекдот: ну и гололед, сказал Александр Матросов, и поскользнулся на амбразуру дзота... Что-нибудь подобное вам сегодня расскажут продвинутые юзеры в любой московской школе.
В нашей истории слишком часто минусы менялись на плюсы, будто какие-то клеммы переставлялись при зомбировании людей. Сначала была объявлена реакционной история до 1917 года, потом стало неправильным все, что происходило до 1991-го. И война Великая Отечественная стала чаще зваться второй мировой, и чуть ли не наша страна ее развязала. Пинать прошлое у иных людей значило то же самое, что присягать на верность демократии. Дочь комбата Богданова интуитивно чувствовала, что, признавая поражение советского курса, нельзя ненавидеть свою страну, что надо любить Россию даже в непогоду.
Любовь Михайловна решила, что человек не маятник и не может колебаться вместе с курсом Кремля, который потерял национальную идею. Так не бывает, что сегодня история ее семьи правильная, а завтра неправильная. Это единственная жизнь дорогих ей людей. Все женщины в роду у них жили не меньше ста лет и передавали родословную из уст в уста. Бабушка помнила еще крепостное право, мама рассказала все про Тасеевскую республику, которая была объявлена после изгнания Колчака из Сибири. Их крепкая хата-пятистенка была переходным штабом то белых, то красных...
Она решила, что ее девочки будут знать всю правду про Великую Отечественную войну. По крайней мере в той части ее, где Михаил Иванович Богданов честно служил Отечеству и геройски погиб при форсировании Днепра, сражаясь с фашизмом.
- В последнем письме он поздравлял меня с днем рождения, просил хорошо учиться и вести себя. Очень просил военную цензуру не изымать из письма подарок - платочек, кусочек шелкового парашюта. Не знал, что это плохая примета: к слезам, - говорит Любовь Михайловна. Она хранит те несколько писем отца с рефреном: "Я буду жив обязательно", - и уверена, что они навсегда останутся семейной реликвией.
Уже ее дочь Ирина стала врачом, с зятем забрала родителей-пенсионеров из Сибири к себе, в Химки. Внучки хорошо учатся в лицее, и эта поездка в Москву - долгожданная возможность познакомить их с тем, кто нашел им их прадеда.
Зиновий Вениаминович Галутин галантно принимает гостей, рассказывает, как они нашли однополчан комбата Богданова. Потом показывает фильм, где то министр обороны, то мэр Москвы вручают ветеранам найденные клубом "Поиск" фронтовые награды. Почти за тридцать лет трудов они смогли разыскать тысячи семей ветеранов, вручить боевые награды, о которых фронтовики и не подозревали. Галутин сетует, что в Подольске в архиве находится, по разным подсчетам, от шестисот тысяч до миллиона наградных листов. Если работа продолжится такими же темпами, то понадобится еще полвека, чтобы вручить награды потомкам героев. У Министерства обороны сейчас практически не осталось добровольных помощников. Стало не модно среди молодежи заниматься поисковой работой. Он все понимает. Поэтому, нарушив все этикеты, во время приема в Кремле в честь Дня Победы подошел в прошлом году к Примакову и вместо бокала протянул петицию: пока жив хоть один фронтовик, надо срочно компьютеризировать картотеку неврученных наград. Через две недели уже было подготовлено постановление о выделении денег на это благородное дело, но оно так и не вышло за пределы Министерства финансов.
...Оля и Аня Елисеевы готовили в своем лицее доклады по истории. Одна писала про княжну Тараканову, вторая - про маршала Жукова. Теперь они готовы написать еще по докладу: одна про Михаила Ивановича Богданова, прадедушку, который с гармошкой поднимал солдат в атаку. Вторая - про Зиновия Вениаминовича Галутина, который вместе со студентами разыскал и вручил 21 тысячу боевых наград...
И это будет правильная история.