У нас подчас неоправданно ставят знак равенства между потенциальными природными возможностями и реально существующими запасами ресурсов, подготовленных для использования. Такой искаженный подход, по мнению специалистов, нарушает весь цикл изучения, воспроизводства, практического применения и охраны природных богатств.
Вот уже несколько лет я внимательно наблюдаю за дискуссиями ученых и практиков вокруг законодательства о недрах. Довелось не раз беседовать на эту тему с ректором Санкт-Петербургского горного института профессором Владимиром ЛИТВИНЕНКО. Он резко и прямо говорил, что установленные еще в 1992 году Законом "О недрах" нормы в сфере недропользования вошли в противоречие с реальной ситуацией.
- Несоответствия между возможностями минерально-сырьевого потенциала и состоянием дел в управлении его рыночными механизмами приобретают угрожающий характер, - констатировал профессор.
Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, доктор экономических наук Виктор ОРЛОВ в интервью "Труду" также убежденно говорил, что в старом законе, регламентирующим недропользование, полно противоречий. Очевидно, поэтому так надолго растянулось обсуждение не то девятой, не то уже десятой по счету новой редакции закона.
Виктор Орлов особое значение придает тому, что по Конституции недра находятся в нераспределенной государственной собственности. Иногда говорят, что они - достояние всех граждан страны. На практике это выражается в так называемом "принципе двух ключей", то есть совместном и равноправном ведении месторождениями полезных ископаемых федеральным центром и субъектами Федерации.
Теперь же возникли иные предложения: всю госсобственность перевести в разряд федеральной. Не так давно я поинтересовался на сей счет мнением министра природных ресурсов Юрия ТРУТНЕВА:
- Ваше министерство подготовило самый новый вариант закона "О недрах". Что в нем главное?
- Ныне действующий закон оставляет очень размытой границу ответственности между интересами государства и бизнеса. Бизнес практически мало за что отвечает. Получил месторождение - хорошо. А что с ним будешь делать? Принципиально важно, что предлагаемый нами закон "О недрах" - это прежде всего точное обозначение ответственности и полномочий каждой из сторон - государства и недропользователя.
Вроде бы идея понятная. Однако, сдается мне, не очень-то легко претворяемая в жизнь. Иначе чем объяснить, что законопроект, о котором идет речь, Госдума должна была рассмотреть в первом чтении еще 2 ноября, но обсуждение неожиданно отложили. Как, впрочем, было отложено и намечавшееся на 24 ноября рассмотрение в правительстве поправок о стратегических месторождениях. Наконец 5 декабря в Совете Федерации прошли парламентские слушания на ту же тему - хорош или плох закон "О недрах". Единства мыслей у собравшихся опять не оказалось. Против принятия нового закона, в частности, высказался помощник президента России Игорь Шувалов. Он полагает, что и сейчас лучше не торопиться, а постараться определить более четкую позицию по острым вопросам.
Министр Юрий Трутнев продолжает настаивать на своем: закон надо принимать как можно скорее, ибо только он способен обеспечить реальный переход от административной к гражданско-правовой форме распределения недр и управления ими.
Наблюдая за подобными вялотекущими многолетними дебатами, невольно приходишь к не очень веселой мысли: пока идут "высоколобые" дискуссии и между спорящими существуют разногласия, дело, ради которого и затеян спор, вперед не движется. Сегодня Россия, пожалуй, единственная из стран, имеющих природные ресурсы, которая на протяжении 10-12 лет практически не восполняла свою минерально-сырьевую базу. Промышленные запасы нефти у нас за эти годы сократились на 15 процентов. В стране нет четкой государственной программы по наращиванию запасов, а значит, продолжается стагнация минерально-сырьевой базы. По словам главы Росэнерго Сергея Оганесяна, в 2004 году добыча была компенсирована геологоразведкой лишь наполовину. В среднем по России более 20 процентов скважин вообще бездействуют.
Между тем крупные природные кладовые Западной Сибири истощаются, а к масштабной геологоразведке Восточной Сибири, можно сказать, по-настоящему еще не приступали. Как справедливо заметил в ходе парламентских слушаний Виктор Орлов, в этом смысле положение востока страны остается неопределенным и сложным, несмотря на устойчивый экономический рост российской экономики.
...Есть в геологии такое понятие - разломы. Они обычно происходят между разнородными геологическими структурами и свидетельствуют о глубоких нарушениях в земной коре.
А вот к чему приведут разлом мнений в затянувшихся дискуссиях при обсуждении закона "О недрах", разлом экономических и социальных интересов центра и регионов - не известно. Но вряд ли к чему-то хорошему.