Главная Экономика 00:01 17 Ноября 2017 4266
Пристегнули ремни. И... пауза

«Аэрофлот» устал ждать разрешения на взлет и посадку

Галина Пономарева

Многие авиапассажиры попадали в ситуацию, когда на подлете к месту назначения самолет вдруг заходит на второй круг. Командир давно сделал полагающиеся объявления, ремни пристегнуты, а мы все кружим и кружим. Тянутся томительные минуты, в голове роятся нехорошие мысли, особо нервные с тревогой поглядывают на иллюминаторы. И у всех один вопрос: почему нельзя приземляться вовремя, как это записано в маршрутной квитанции и на табло аэропорта? А ведь прилетающие в Москву пассажиры об этой головной боли должны были уже забыть.

В октябре введен в строй новый Центр управления полетами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Столичные аэропорты очень надеялись, что автоматизированная система сбалансирует потоки прилета и вылета, сократит время ожидания. Это жизненно необходимо в Московской воздушной зоне, которую отличают высокая загруженность и интенсивность движения. Однако месяц спустя «Аэрофлот» отметил ухудшение ситуации в аэропорту Шереметьево, базовом для крупнейшего российского перевозчика. Задержанных рейсов стало в 2,5 раза больше, о чем авиакомпания уведомила Росавиацию с просьбой ситуацию исправить.

Напомним, что модернизация оборудования управления воздушным движением проходила в рамках госзаказа. Подрядчиком выступил концерн «Алмаз-Антей». Военным неслучайно поручили проект: стояла задача импортозамещения, в рамках которой оборудование зарубежного производства заменялось на отечественное. Денег на реализацию не пожалели: 3,6 млрд рублей инвестировано в новую автоматизированную систему организации воздушного движения в Московской воздушной зоне.

После ввода в строй нового Центра управления полетами (ЦУП) качественного улучшения воздушного движения не произошло. Вход в Московскую воздушную зону рассчитывают командиры воздушных судов. В «Аэрофлоте» подсчитали: разница между расчетом командира и фактической посадкой до ввода нового ЦУПа составляла 2,4%, а после его ввода — 7,7%. Среднее время нахождения в зоне ожидания составляет 25 минут. А каждая лишняя минута в воздухе — это не только лишние нервы, но и лишние тонны топлива, которые отнюдь не улучшают экологию в районе аэродрома и заметно увеличивают себестоимость рейса. Авиакомпании ищут пути снижения эксплуатационных расходов и цен на билеты, но экономия «сгорает» в зонах ожидания Московского узла.

Что характерно: в зарубежных аэропортах с такими же параллельными ВПП и находящихся в схожих климатических условиях количество взлетно-посадочных операций существенно выше. Например, аэропорт Детройта в час пик обеспечивает 94 взлета и посадки, аэропорт Иллинойса — 186, а Шереметьево — всего 62 операции в час. Причем для того чтобы добиться даже этой относительно скромной цифры, пришлось провести ряд организационных мероприятий. В результате самолеты стали быстрее покидать ВПП, сокращено время очистки полосы от осадков, уменьшены интервалы режимов «взлет — взлет», «взлет — посадка» и «посадка — посадка», что внесено в Федеральные авиационные правила.

Но потребности рынка сегодня намного больше. Помочь аэропорту увеличить пропускную способность и должна была современная система управления полетами. Увы, пока она не оправдала ожиданий, качественного улучшения авиаперевозчики не отмечают. Даже при самом незначительном усложнении воздушного движения (к примеру, скопление заходящих на посадку самолетов) руководитель полетов Московской воздушной зоны вводит ограничения на взлет. Три-пять минут ожидания с работающими двигателями расходуют топливо и приводят к задержкам вылетов. А они, в свою очередь, ухудшают показатели авиакомпании по пунктуальности полетов. По-прежнему в московских аэропортах в часы пик, с 16.30 до 19.30 по московскому времени, выстраиваются большие очереди на посадку и на вылет.

Поздние прибытия самолетов влекут задержки отправления рейсов, вылетающих с 19.00 до 22.00 часов.

Резервных самолетов для компенсации такого количества задержек не имеет даже такой крупный оператор, как «Аэрофлот».

Снизить пиковые нагрузки московских аэропортов можно было бы регулированием времени вылета из региональных аэропортов. Такое предложение «Аэрофлот» направлял руководству ЕС ОрВД, но поддержки и понимания пока не встретил.

Каковы пути решения проблемы? Если в общих чертах — это внедрение новой структуры воздушного пространства, современных процедур и технологий работы диспетчерской службы, приведение нормативной базы РФ в соответствие с лучшей мировой практикой организации воздушного движения. И вот тут нужен ряд мер, зависящих от государства.

Сегодня воздушное пространство Московского авиаузла (а это территория в радиусе 150-180 км от столицы) имеет наибольшее количество зон ограничения полетов. «Оптимизация воздуха» в соответствии со стандартами ИКАО не решается годами. А состоит она в том, чтобы договориться с Минобороны и другими важными ведомствами о гибком использовании зон ограничения полетов. Эксперты отрасли считают, что назрела необходимость открыть разумную часть воздушного пространства над столицей, а тем более над Большой Москвой, иначе управлять воздушным движением в условиях возрастающей интенсивности полетов будет все сложнее.

«Закрытое небо» — это архаизм, который стал тормозом развития авиаперевозок. Из-за закрытия воздушного пространства над Москвой десятки лет крупные лайнеры «крадутся» на малой высоте над жилыми домами юго-запада столицы, меняя режимы работы двигателей, чтобы произвести посадку во Внуково, при этом не «заскочить за МКАД» и не попасть в запретную зону. Такая обстановка почти на всех аэродромах российской столицы.

Воздушное пространство над крупнейшими столицами мира открыто. В центре Вашингтона успешно функционирует аэродром имени Рейгана с интенсивным движением, имеющий всего три запретные зоны: Белый дом, Конгресс и стратегический резервуар. Даже через Пентагон проходят схемы вылета и захода на посадку. В пределах Лондонской кольцевой дороги (аналог МКАД) расположены крупнейший мировой хаб Хитроу и еще два крупных аэропорта. В центре британской столицы действует аэродром Лондон-Сити для бизнес-авиации. Наверняка спецслужбы Великобритании пекутся о национальной безопасности не меньше, чем мы. Но там думают и об интересах пассажиров и авиаперевозчиков.

Что касается автоматизированной системы управления воздушным движением, то тут для исправления огрехов не требуется вносить поправки в федеральные законы и Воздушный кодекс. Достаточно проявить профессионализм, добрую волю и желание пойти навстречу авиаперевозчикам и пассажирам. Потому что от малейших сбоев в этой системе зависит самочувствие и жизни тысяч людей в самолетах, каждый день прилетающих в Москву.

А в это время

Новая система управления воздушным движением «Синтез-АР4» за месяц дважды дала сбой. Об этом на прошлой неделе сообщил ТАСС со ссылкой на письмо главы Госкорпорации по организации воздушного движения Игоря Моисеенко заместителю министра транспорта Валерию Окулову. Из документа следует, что выявлены неисправности девяти мониторов диспетчеров. К системе было предъявлено 16 замечаний, из которых 13 исправлены, а оставшиеся планируется устранить до 20 ноября.

 

Были зафиксированы два сбоя в работе основных систем. В частности, 19 октября «произошел отказ в работе комплекса средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Синтез-АР4» на секторе УВД «Москва — подход 2» (зона прилета и вылета над Шереметьево). Он был «парирован средствами встроенного и автономного резервирования». 24 октября произошло нарушение «работоспособности в части автоматической обработки сообщений плановой информации». В этом случае помог перезапуск серверов.

А вчера «РИА Новости» сообщили, что авиакомпания «Победа» обратилась к руководителю Росавиации Александру Нерадько с просьбой устранить недостатки новой системы управления воздушным движением в Московской воздушной зоне. Как следует из письма гендиректора перевозчика Андрея Калмыкова, продолжительность времени незапланированного нахождения самолетов в зоне ожидания в районе аэропорта Внуково с 10 октября по 13 ноября увеличилось в два раза. В частности, «за период с 1 сентября по 9 октября 2017 года было зафиксировано 8 фактов векторения», а «за период с 10 октября по 13 ноября «Победа» зафиксировала уже 19 случаев векторения».

Поясним для читателей, что векторение — это обеспечение навигации воздушных судов посредством указаний экипажам определенных курсов. При этом самолет начинает наводиться с отклонением от ранее заданного маршрута, совершает дополнительные маневры и больше времени проводит в воздухе. Это, по мнению авиакомпании, влияет на экономичность и регулярность выполняемых рейсов. «Победа», отмечается в письме, неоднократно направляла претензии в адрес Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 7641
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4629
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4453
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 4154
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Президент США Дональд Трамп объявил, что началась экономическая революция

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Хозяин Белого дома пообещал соотечественникам историческую победу. Фото: Imago//CNP/MediaPunch, globallookpress.com

В начале апреля президент США подписал указ о введении «взаимных пошлин на импорт» из всех стран, где существуют тарифы на ввоз американских товаров. Трамп сообщил, что таким способом намерен вернуть триллионы...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...