Проводимая штаб-квартирой Евросоюза в Брюсселе всеохватная политика стандартизации вызывает в Финляндии и Швеции, которые стали его членами относительно недавно, довольно болезненную реакцию. Хотя здесь понимают, что установление единых норм и требований, предъявляемых к производственным процессам, товарам и услугам, унификация правил движения транспорта в общем и целом - дело благое, но гладко все это выглядит только на бумаге. В реальности же стремление брюссельских бюрократов регламентировать всех и все у одних вызывает приступы неудержимого хохота, у других - нервный тик. В самом деле, смеяться или плакать тем, кто, к примеру, имеет дело с такими разными товарами, как огурцы и презервативы? В отношении первых поступило определение допустимой кривизны овоща, употребляемого для консервирования, а резиновое "изделие N2" должно теперь повсеместно в сообществе производиться усредненным по ширине и длине.
Некоторые же требования прямо угрожают существованию целых отраслей. Так случилось с заявленным было тотальным запретом на лов балтийской салаки и лосося из-за высокого содержания в этом мелком, со слабой циркуляцией воды морском бассейне диоксинов, попадающих в рыбу. Двум соседним странам с большим трудом удалось отстоять право на сохранение традиционного, имеющего многовековую историю рыболовства, но вопрос окончательно не решен, а лишь отложен до 2006 года.
Не менее каверзной оказалась проблема определения временных интервалов, после которых водители-"дальнобойщики" должны останавливаться для обязательного отдыха в пути. Соблюдение этого правила можно контролировать с помощью специального тахометра. Финский профсоюз автотранспортников давно уже об этом побеспокоился и даже настоял на охвате таким контролем российских шоферов, совершающих рейсы через Финляндию. Но принятая, как пишет газета "Коуволан Саномат", "каким-то кабинетным работником за письменным столом безо всякого представления о сложившемся положении вещей и элементарных знаний географии" директива ЕС требует теперь остановки грузовика уже через каждые 3 часа. Для финнов с их самыми протяженными в Европе шоссейными магистралями это означает потерю национальными грузоперевозчиками конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта. Ведь "плечо" рейса зачастую имеет протяженность от западноевропейских городов до Петербурга, Москвы и даже наших городов Урала. А добираться до них в таком режиме можно неделями.
Кто следующий окажется "под колпаком" у насколько всесильных и недосягаемых для критики еврочиновников, никто предсказать не может. Последний тому пример - как всегда неожиданный проект директивы, которая предположительно должна вступить в силу до 2003 года. Она касается уточнения определения слова "мясо". Директива жестко рекомендует исходить из того, что таковым могут считаться лишь "прикрепленные к скелету мышцы". До последнего времени под понятие "мясопродукты" здесь подпадали паштеты, колбасы, фарш, печень, почки и другие внутренние органы, а также жир и разные субпродукты. Теперь, видимо, для всего этого придется придумать какие-то другие названия.