Главная Культура 00:30 17 Марта 2017 11341
Сергей Безруков прыгнул выше себя

На экраны выходит фильм «После тебя», в котором популярный актер сыграл гениального танцовщика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Сергею Безрукову не впервые воплощать на сцене и экране образы гениев. Это стало для него своеобразной творческой повинностью. Несколько раз он играл — не в самых, увы, удачных сценических и экранных воплощениях — Есенина и Пушкина. А еще в его судьбе были Моцарт, Владимир Высоцкий, наконец, Иешуа Га-Ноцри — читай: Иисус Христос. Молва приписывает Валентину Гафту едкую эпиграмму в адрес своего молодого удачливого коллеги: «Не страшно умереть. Страшно, если после смерти тебя сыграет Сергей Безруков». И тем не менее Безруков снова отважился сыграть гения — на сей раз, к счастью, безымянного...

Разумеется, у его героя в фильме есть имя. Персонаж Сергея Безрукова фигурирует на экране под не вызывающей никаких конкретных ассоциаций фамилией Темников. Алексей Темников, в прошлом гениальный танцовщик, после травмы позвоночника вынужденно оставил профессию. Его место на балетном олимпе тут же заняли другие. Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва остались в прошлом — Темникову пришлось вернуться в родной, обескураживающий провинциальностью город Клин:

Клин, как известно, вышибают клином. Темников поставил на балете и балетных воспоминаниях крест, забыл дорогу в Большой театр, занялся доходным аптечным бизнесом и прочими скучными вещами. Но при этом оставил в своей жизни, в своем доме, в окружающем его пространстве музыку — как истинное воплощение своей души.

Музыка звучит с экрана практически весь фильм, являясь полноправным и полновластным героем картины. Великие мелодии Баха, Шуберта, Вивальди, Хачатуряна, Щедрина, Филипа Гласа, накатывая на зрителя мощными волнами, придают происходящему на экране не сиюминутное, не бытовое — бытийное измерение. Музыка вступает в жесткий диссонанс с житейской суетой, с беспорядочной какофонией низкопробной попсы, льющейся из каждого окна, из каждой подворотни, что дополнительно травмирует Темникова.

Постоянный внутренний разлад, тоска о несбывшемся, отсутствие творческих перспектив сделали из героя не человека — жестокосердного монстра. Алексей ненавидит репортеров, копающихся в его звездном белье. Он хамовато ведет себя со своей бывшей женой (Алена Бабенко) и внезапно обнаружившейся дочерью-подростком (однофамилица Сергея Безрукова, восходящая звезда модельного бизнеса и кино Настя Безрукова). Он невыносимо груб со своей нынешней молодой любовницей (Карина Андоленко), ждущей от него ребенка. Неоправданно резок с милыми, старомодными, побаивающимися его родителями (Владимир Меньшов и Тамара Акулова). А уж партнерам по бизнесу, соседям, врачам, бывшим коллегам по сцене от него достается по полной. Но все так или иначе терпят Темникова: гении редко бывают деликатными, обходительными людьми...

Гениальность, неотделимая от одержимости творчеством, — это не всегда легкий, светлый, искристый дар. Чаще это проклятие, клеймо сурового, взыскательного, сжигающего тебя изнутри таланта. Темников после бытовой драки с соседом неудачно падает на спину, попадает к врачам, от которых узнает, что старая травма стремительно прогрессирует и грозит ему в скором времени полной инвалидностью.

Лежать в состоянии неподвижного овоща до скончания века артисту не очень улыбается. И он решается в оставшиеся ему полгода активной жизни поставить в качестве хореографа спектакль своей мечты — «Симфонию в трех движениях» Игоря Стравинского. Даже если успех этого дебюта на сцене Мариинки (в фильме, как добрый волшебник, появится сам маэстро Гергиев) Алексею придется оплатить ценой своей единственной, ускользающей от него жизни:

Не буду рассекречивать все сюжетные повороты этого фильма. Тем более что дело по большому счету не в них. При всех достоинствах добротного сценария и крепкой режиссуры фильм держится — скажу об этом со всей определенностью — на поистине выдающейся актерской работе Сергея Безрукова, у которого давно не было на экране такой яркой, глубокой, психологически сложной, разнообразно аранжированной роли. В каких творческих озарениях актер набрел на эту дробную, легкую, скользящую походку Алексея Темникова: В каких снах увидел эту прямую, скованную застарелой болью спину своего героя: Эту затрудненную, с косноязычным заиканием речь, эту неприступную суровость взора, расцветающего вдруг по-детски беззащитной улыбкой, эту амплитуду зашкаливающих эмоций, бросающих зрителей то в жар ненависти к герою, то в озноб сострадания по отношению к нему, — этого я не знаю, тайна сия велика есть.

Но только в гениальность Темникова, в его фанатичную одержимость музыкой, в его желание попрать физическую смерть бессмертным актом творческого подвига беспрекословно веришь. От Безрукова буквально нельзя оторвать глаз каждую минуту, каждую секунду его пребывания на экране. И когда актер вдруг с этого самого экрана исчезает (а происходит это примерно за 20-30 минут до финальных титров большого двухчасового кино), фильм во многом теряет свой магнетизм. Начинается какая-то другая картина, вяловатая и лично мне уже не так интересная.

Жаль, что актер и по совместительству генеральный продюсер фильма Сергей Безруков не посоветовал сценаристу и режиссеру фильма и по совместительству своей супруге Анне Матисон завершить фильм на полчаса раньше. Умение вовремя поставить финальную точку — немаловажное свойство всякого большого таланта.

Голос

Сергей Безруков, исполнитель главной роли и продюсер фильма «После тебя»

— Роль сложная, я бы даже сказал, необычная для меня. Во всяком случае такой характер я еще никогда не играл. Образ Алексея Темникова не имеет прототипа, это от и до придуманный герой, собирательный персонаж. Что касается балета: я занимался танцем еще в Школе-студии МХАТ, мой педагог по танцу Лариса Борисовна Дмитриева очень хвалила меня. Так что знаю не понаслышке, что такое станок. Плие, адажио, балансе, фраппе — знакомые для меня термины.

Мой герой в этой картине не танцевал 20 лет. Я играю своего ровесника, человека сложной судьбы. В картине есть сцены и в Большом театре, и в Мариинке, и даже настоящий балет, который уже вошел в репертуар Мариинского театра. Но фильм не про балет! Именно так — не про балет. Фильм про то, что человек оставит после себя. В центре внимания сама личность — спорная и противоречивая, в центре внимания человек...

В этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом. Роль Темникова открыла для меня новые возможности. Было интересно играть абсолютно закрытого, скупого на любые эмоциональные проявления человека, при этом — постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель. Для меня это совершенно новый опыт.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6039
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4502
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....