Вице-премьер правительства России Дмитрий Козак в понедельник доложил президенту страны Владимиру Путину о стабилизации на рынке топлива: «Цены заморожены, и они будут такими сохраняться с учетом инфляции, изменений налогового законодательства до конца марта». Таким образом, согласованное между правительством, антимонопольной службой, нефтяными компаниями и независимыми НПЗ соглашение не просто вступило в силу, но и, по словам Козака, принесло результаты.
Вице-премьер предупредил нефтяников, что при нарушении договоренностей хотя бы одной стороной будут введены заградительные экспортные пошлины на топливо для всех, без поиска правых и виноватых. Но действительно ли это эффективная мера и даст ли она нужный результат?
Ручное регулирование
Андрей Полищук, аналитик нефтяного рынка в Raiffeisenbank, полагает, что, несмотря на оптимизм вице-премьера, механизм «ручного управления» является скорее паллиативной мерой, нежели реальным решением проблемы:
«Этот механизм не является рыночным и не может функционировать на 100%, потому что далеко не все участники рынка в нем участвуют, — считает эксперт. — Есть мелкие компании, есть трейдеры, которые занимаются перепродажей, то есть зарабатывают именно на разнице в цене, так что далеко не весь рынок можно с помощью такого рода договоренности охватить».
Полищук полагает, что применение подобных методов работает против инвестиционной привлекательности страны. Приходящие в Россию бизнесмены видят, что в случае изменения ценовой ситуации возможно прямое вмешательство правительства, и задаются вопросом, а стоит ли вообще инвестировать в нефтепереработку и ее расширение.
Нет ничего страшного в рыночном определении цен на АЗС, убежден Полищук. Правительство при этом может субсидировать потребителей напрямую — например, компенсируя сельхозпроизводителям определенную часть расходов. Но самый нормальный и адекватный метод, по мнению Полищука, заключался бы в снижении налоговой составляющей на нефть и нефтепродукты. В первую очередь это акцизы.
«Россия, будучи страной — производителем нефти и нефтепродуктов, наверное, могла бы без такого налога обойтись, — утверждает эксперт. — А если отпустить рыночные цены и постепенно снижать акцизы, в принципе можно получить более или менее адекватные темпы роста цен. Единственное, что осложнится: акцизы используют для пополнения дорожных фондов. Но думаю, что при текущих ценах на нефть не будет проблемой найти другие источники их пополнения. Например, тот же НДПИ. Так что мне кажется, что снизить налоговую составляющую в топливе и позволить ценам вырасти было бы довольно простым и рыночным методом выхода из ситуации, который не влиял бы на инвестиционную привлекательность нефтяного сектора».
Что же касается заградительных внешних пошлин, то эта мера, по словам Полищука, явно избыточна. «Если же они все-таки будут введены, это будет означать, что регулирование касается уже не только АЗС, но и добывающей отрасли, — резюмирует аналитик. — Тогда возникнут другие проблемы. Мы, например, знаем, что нефтяные компании нередко продают некоторые доли в перспективных месторождениях. В случае же введения подобного регулирования, экстренного включения запретительных пошлин рентабельность добычи нефти сразу снизится, и встанет вопрос о перспективах этих проектов. Сейчас китайские, индийские, европейские компании активно участвуют в таких проектах, и заградительные пошлины могут негативно сказаться на их дальнейших планах. В результате снизится инвестиционный поток в Россию. Так что подобных методов даже в порядке прецедента лучше избегать».
Bременное перемирие
«Топливное соглашение — это временная мера, она не является рыночной. А все, что не является мерой рыночной, в любом случае рано или поздно завершает свое действие», — отмечает независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрий Лютягин.
Он предупреждает, что если по окончании действия соглашения не будет предложено какого-то постоянного механизма влияния на топливные цены или изменения в налоговом законодательстве (возможно, корректировки налогового маневра), то на АЗС должен произойти одномоментный рост цен на бензин.
Если государство не хочет повышать цены на топливо, то следует осознать, что основным источником их роста помимо рыночных факторов является увеличение акцизов. По сути дела, эти механизмы находятся в руках государства, и надо выработать в этой сфере взвешенную политику. Ограничивать компании «сверху», когда есть рыночные механизмы, неправильно. Государству надо понять и признать, что нельзя одновременно повысить налоги и остаться с прежней ценой на топливо, добавляет эксперт. Заградительные пошлины никоим образом проблемы не решают. Они лишь сократят доход нефтяных компаний, то есть налогооблагаемую базу, так что государство недополучит налогов.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин прямо утверждает: «Сейчас работа на внутренний рынок стала для компаний нерентабельной».
«Мы имеем некоторые постоянные величины: цена нефти на бензоколонке, которую государство очень хочет зафиксировать (это именно постоянная величина в глазах государства), и постоянно растущие налоги в виде увеличивающегося акциза, — говорит эксперт. — И речь ведь не только об акцизе: поскольку у нас проводится налоговый маневр, то правительство уже давно обещало отменить вывозную пошлину на нефть и увеличить налог на добычу полезных ископаемых. То есть компании видят, что в постоянной цене топлива увеличивается доля государства в виде налогов и акцизов, а им остается все меньше и меньше».
Крутихин не верит, что государство сдержит свое обещание каким-то образом компенсировать нефтяникам потери от заморозки цен. «Обещают ввести непонятно что, некий демпфирующий акциз, который будет возвращаться владельцам нефтеперерабатывающих заводов, несущих убытки, — поясняет эксперт. — Что это такое, в какой форме это может быть, никто еще не знает. Пока достигнуто перемирие на основе обещаний правительства о компенсациях». «Перемирие это, конечно, долго не продлится, если правительство продолжит нынешнюю налоговую политику. А только на следующий год намечены два повышения акциза: 1 января и 1 июля. Что касается убытков, то компании не могут долго нести их. Правительство в этой ситуации ничего не теряет — теряют только компании и потребители», — заключает эксперт.
Четвертый топливный кризис
«Каждый раз, когда в России происходит экономический кризис, за ним следует кризис на рынке бензина, — уверяет генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Механизм этого явления прост: на пике экономического кризиса правительство ограничивает цены на бензин, для того чтобы смягчить последствия кризиса, а затем «забывает» вернуться к рыночным ценам. В результате производство и продажа бензина становятся убыточными, появляется дефицит бензина и в некоторых регионах России цены на бензин за день подскакивают в 2-2,5 раза».
Сейчас, по словам эксперта, в России развивается четвертый бензиновый кризис со времени распада СССР. «В четвертый раз наше правительство твердой стопой наступает на те же грабли, — отмечает Танкаев. — По опыту известно, что пострадает от этого население, то есть мы с вами. Очень хочется, чтобы каждый новый состав правительства учился на ошибках предшественников, но нет, они стремятся учиться только на своих ошибках».
«В этот раз атака на бензиновый рынок ведется по всем правилам военной науки, — говорит эксперт. — С 1 июня правительство снизило налоговую нагрузку на бензин, то есть, используя рыночный механизм регулирования, временно остановило рост цен. Это позволило выиграть время, для того чтобы перегруппировать силы и начать массированную атаку на бензиновый рынок. Стало очевидно, что в этот раз целью являются полная ликвидация рынка бензина и переход к социалистической системе распределения топлива».
В соглашении о стабилизации цен фиксируются отпускные цены на бензин и дизтопливо на уровне июня 2018 года, а также объемы поставок этих топлив в регионы страны на уровне 2017 года плюс 3%. «После этого, — иронизирует Танкаев, — правительству надо было бы собрать Президиум РАН и приказать отменить закон всемирного тяготения. Результат был бы тот же — никакой. Фактически это означает переход к административному регулированию цен и прямому распределению поставок бензина и дизтоплива, то есть к социализму». «У социализма, — напоминает эксперт, — есть две главные особенности: тотальный дефицит и черный рынок с ценами в несколько раз выше, чем административно установленные. Я хорошо помню, как вставал в очередь в 6 утра, чтобы к 12 дня купить канистру бензина по официальной цене. При этом в кустах 12-летние мальчишки, неподсудные по статье о спекуляции, без очереди продавали бензин в пять раз дороже».
По словам Танкаева, в результате административного регулирования рынок бензина в России потерял ликвидность. Производство и продажа бензина в среднем приносят убыток в 2 рубля за литр, или 2,7 тысячи рублей за тонну. Это видно из отчетов компаний за девять месяцев, из разницы цен на бирже и из скачков цен на АЗС. «На внутреннем рынке России в этом году будет продано 35 млн тонн бензина и 33 млн тонн дизтоплива, то есть убытки участников рынка составят 175 млрд рублей, — утверждает эксперт. — Ясно, что и производители, и продавцы сделают все, чтобы уйти с рынка». Какие отсюда следуют выводы?
Если война с рынком бензина затянется, то на его восстановление потом уйдут годы. Во-первых, нефтяные компании понесут убытки и снизят дивиденды, что невыгодно для бюджета. Исходя из тех данных, которые они раскрыли в своих отчетах, из-за административного регулирования цен на бензин государственный бюджет 2019 года уже потерял 72 млрд рублей. А ведь есть еще потеря части дивидендов «Газпром нефти», да и год еще не кончился. Во-вторых, будет ликвидирована биржевая торговля бензином и дизельным топливом. В-третьих, полностью прекратится реконструкция НПЗ, и начнет снижаться качество нефтепродуктов. В-четвертых, будет постоянно сокращаться производство бензина и дизельного топлива, и в России возникнет дефицит этих топлив. Дефицит вызовет возникновение черного рынка бензина и дизельного топлива с ценами 200-250 рублей за литр. Наконец, в-пятых, большинство владельцев независимых АЗС разорятся, и их число сократится вдвое — до 12 тысяч АЗС. Во многих регионах останется не более одной АЗС. Дальнейшие последствия, увы, предсказуемы, заключает Танкаев.
Фискальные парадоксы
Потенциальный дефицит топлива на российском внутреннем рынке является результатом фискальной политики — так называемого налогового маневра, который действует в нефтяной отрасли с 2014 года. Смысл этой политики в следующем: для нефтяников повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и одновременно снижается экспортная пошлина. Помимо повышения нагрузки на нефтедобывающие компании налоговый маневр, на фоне роста международных котировок на нефть/нефтепродукты вкупе с ослаблением курса рубля, приводит к повышению цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке.
Доходы от реализации нынешней фискальной политики, естественно, получает бюджет: в ближайшие годы правительство собирается получить за счет налогового маневра 1,5 трлн рублей. Однако в жертву приносится целая отрасль российской экономики — нефтепереработка. Фактически мы имеем дело с последовательным системным стимулированием сокращения переработки в пользу максимизации экспорта сырья, считают многие эксперты.
Рост НДПИ сопровождается ростом акцизов, хотя налоговый маневр предполагал, что каждый раз с повышением налога на добычу акцизы будут снижаться, чтобы не росли внутренние цены на топливо.
Однако в реальности в период реализации налогового маневра акцизы не только не снизились, но и повышались. До июня, когда правительством были экстренно приняты меры по сдерживанию цен на автомобильное топливо, акциз составлял около 11 тысяч за тонну на бензин и 7 тысяч за тонну на дизельное топливо. Хотя, если бы маневр реализовывался, как было задумано, акциз был бы 4-4,5 тысячи на бензин и 2,5 тысячи на дизельное топливо.
В настоящий момент ставка акциза на автомобильный бензин Евро-5 составляет 8,213 тысячи рублей за тонну, на дизельное топливо — 5,665 тысячи рублей за тонну. Действующие акцизы были введены ретроспективно после поручения зампредседателя правительства РФ Дмитрия Козака с 1 июня 2018 года. Но такая ситуация продлится недолго. Уже с 1 января 2019 года акцизы возрастут в 1,5 раза: бензины Евро-5 — 12,314 тысячи рублей за тонну, дизельное топливо — 8,541 тысячи рублей за тонну.
«С 1 января увеличиваются сразу три налога, которые напрямую входят в цену бензина, — отмечает Танкаев. — Самое маленькое повышение цены даст повышение НДС. Это 50 копеек за литр. Налоговый маневр с увеличением НДПИ даст добавку в 1 рубль за литр. Но самое главное, конечно, акциз. Акциз добавит 5,5 рубля за литр. То есть в сумме мы получим 7 рублей за литр, рост цен — на 15%».
По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого проданного литра увеличивается из года в год и сейчас составляет около 65%. В случае повышения акцизов в 1,5 раза эта доля составит 71%.
Недавно депутаты Госдумы обратились с просьбой не повышать акцизы на моторное топливо, так как в дальнейшем это вызовет рост розничных цен на него и окажет негативное влияние на нефтеперерабатывающие заводы. Об этом заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев, подводя итоги парламентских слушаний по госрегулированию ценообразования на горюче-смазочные материалы. «Увеличение акцизов — это прямой рикошет на все розничные цены. Акцизы ложатся бременем на нефтепереработку, приводят к росту отпускных цен на внутреннем рынке. В сложившейся ситуации для стабилизации цен на моторное топливо нужно как минимум не повышать ставки акцизов в дальнейшем».
«Сладкий» экспорт
Учитывая расходы на переработку, совершенно очевидно, что реализация топлива не приносит нефтяникам сверхдоходов. При этом таможенные пошлины на нефтепродукты продолжают снижаться: в 2014 году пошлина на вывоз бензина составляла 330 долл./т, а сейчас она составляет 38 долл./т, то есть в 9 раз ниже. С начала текущего года мировые цены на нефть сорта Brent выросли в среднем на +14 долл./барр., что в условиях укрепления курса доллара привело к резкому повышению рыночной стоимости нефти на внутреннем рынке РФ (+38%) и увеличило привлекательность экспорта моторного топлива на 45%. В среднем премия при поставках за рубеж по сравнению с продажами на внутреннем рынке составляет +5400 руб./т для АИ-95 и +7800 руб./т для дизеля. Все это стимулирует частные нефтяные компании максимизировать экспорт.
Одной из основных причин возникновения локального дефицита на внутреннем рынке является резкий рост экспорта бензинов некоторыми участниками рынка, которые используют любую возможность, чтобы увеличить выручку. Суммарный рост экспортных поставок автобензинов Евро-5 всеми участниками рынка в период с января по август текущего года составил 0,6 млн тонн, или 46%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая экспортная динамика ведет к снижению предложения на внутреннем рынке РФ и, как следствие, росту цен.
Компании с госучастием в силу своих обязательств ориентированы на внутренний рынок. По данным ЦДУ ТЭК, наименьшая доля экспорта от общего объема производства бензинов у «Роснефти» — 2,3% (это поставки топлива по долгосрочным контрактам со странами ближнего зарубежья, а также в рамках межправительственных соглашений).
В то же время у «ЛУКОЙЛа» эта доля составляет 3,8%, у «Газпром нефти» — 7,8%, у «Сургутнефтегаза» — 25,9%, а у ТАИФа — 45,8%. За январь — август существенно выросли экспортные поставки у «ЛУКОЙЛа» — на 67% и «Газпрома» (с учетом «Газпром нефтехим Салават») — на 52% год к году.
Частные перекупщики
Еще одна проблема — независимые АЗС. «Мы прогнозируем возможность всероссийской забастовки АЗС!» — пригрозил в открытом письме Владимиру Путину глава Независимого топливного союза Павел Баженов. Он и его товарищи по топливному бизнесу заявляют: достигнутое между правительством и нефтяными компаниями соглашение о сдерживании цен на бензин и солярку окончательно их разорит. «Независимым АЗС останется только смотать шланги», — предупреждают авторы письма. Вот только почему их словам нет веры? Как известно, 12 ноября правительство и нефтяники согласовали объем поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт. Одновременно правительство приняло решение зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%.
«Независимые операторы» — владельцы небольших, преимущественно региональных заправок и нефтеперерабатывающих заводов в своем открытом письме, направленном на имя президента, уверяют, что и так уже ничего не зарабатывают, а предпринимаемые правительством меры вообще приведут к их разорению. Мол, крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) ограничивают поставки топлива, кроме того, они смогут выжить за счет экспорта и оптовых продаж бензина, а независимым продавцам деваться некуда. Так что надо повышать цены. В противном случае будет устроена стачка.
«Проблема состоит в том, что ВИНКи (вертикально интегрированные компании), регулярно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида конкуренцией со стороны «независимых» и спекулянтов, у которых и ответственность поменьше (или нет ее никакой), и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, «всерую», — отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин.
На бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30% нефтепродуктов и перепродает их, похоже, своим же аффилированным поставщикам. Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя. Серьезную угрозу рынку представляют и многие владельцы частных сетей АЗС, которые изо всех сил борются сейчас за свое вольготное существование.
К сожалению, так называемые независимые АЗС часто используют и различные «контрафактные» схемы, которые позволяют продавать моторное топливо «мимо налогов», что позволяет нарастить сверхприбыль. «Налоги действительно высоки, — продолжает Мухин, — никто не спорит, но вот апеллировать к тому, что все «независимые» АЗС такие «бедные и несчастные», я бы не стал: некоторые из владельцев таких небольших топливных компаний уже давно постоянно проживают за рубежом, вывезя туда свои семьи, и в России, так сказать, ведут только бизнес. Некоторые из них в силу региональной специфики связаны сейчас или были связаны с криминальной средой, для которой АЗС и все виды деятельности вокруг них всегда были одним из основных источников доходов. Некоторые из владельцев, что уж тут греха таить, используют разного рода социально активных и недовольных граждан с целью оказания давления на региональные власти, манипулируют информацией и людьми с целью осложнения обстановки на оптово-розничном рынке нефтепродуктов».
Яркий пример — ситуация в Приморье. Крупным региональным игроком на рынке является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС «Октант», он же является президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз». Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот игрок легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах. С Приморским топливным союзом Чирскова тесно связан, к примеру, как говорят, Юрий Чубко, учредитель ООО «УссурНефтеПродукт», которое управляет достаточно крупной сетью «независимых» АЗС. «В регионе рассказывают об очень интересном прошлом руководства этой сети, — отмечает Мухин. — В общем, чистота приморского бизнеса, когда его начинаешь проверять на связи с разными сомнительными организациями и сообществами, часто оставляет желать лучшего. Когда такие игроки топливного рынка через Независимый топливный союз, президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!» — надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа».
На самом деле требования-то очень простые: по возможности оставьте нас в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей. Конечно, доля «независимых» на рынке меньше, чем они провозглашают: не 60%, а 30%, но эти 30% влияют на ценообразование, так как их фактически поддерживает ФАС. Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний. На том же приморском рынке цены формирует, как утверждают, именно «Октант», имея серьезные преференции из-за локальных связей. А ВИНКи, чтобы не нарушать антимонопольное законодательство, вынуждены подстраиваться под эту региональную игру.
«Любопытно, что в Приморском крае указанные частные сети закупают в 4, а то и в 5 раз больше, чем могут реализовать, — говорит Мухин. — А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными к тому же с местными властями. С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ. В Приморье у того же Чубко, например, есть свой маленький заводик с романтичным названием «Голубая звезда».
Как работает традиционная схема? «Имеется местный «топливный король», владеющий всей цепочкой — нефтеперерабатывающим заводиком, собственной нефтебазой и сетью заправок, — объясняет газета «Версия». — По документам «независимый» НПЗ делает так называемый технический бензин, а по факту — настоящий. Правда, качество его так себе — купить хорошее новое оборудование частник не может: слишком дорого и денег жалко. Но какая разница, сколько проходит машина на этом суррогате, зато не надо платить акцизы, которыми облагается выпуск бензина. Еще один источник сверхдохода — своя нефтебаза. Достаточно для вида купить у крупной компании партию качественного бензина, который затем можно разбавить, «улучшить» присадками и продать через собственную сеть заправок. И все — греби деньги лопатой!»
«Владимиру Чирскову вряд ли стоит жаловаться, — продолжает газета. — Только в сентябре принадлежащая ему компания-нефтебаза ООО «Комплект-Сервис» получила 3274 тонны моторного топлива. Бензин и солярку Чирсков продает через принадлежащую ему сеть АЗС «Октант» — ее выручка в прошлом году составила 1,5 млрд рублей. «Комплект-Сервис» выручил и того больше — 2,6 млрд. Согласитесь, не похоже, что топливный босс доедает последнюю горбушку. Другой учредитель Приморского топливного союза — Юрий Чубко, владеющий ООО «УссурНефтеПродукт», нефтеперерабатывающим заводом «Голубая звезда» и сетью из 34 заправок. Его компании поставляют топливо всем крупным предприятиям Приморского края, отчего Чубко некоторые называют «бензиновым королем» Приморья. При этом сам Чубко вроде как предпочитает проживать в США. А что — в прошлом году заправки принесли под 1,5 млрд рублей, так что может себе позволить».
В свою очередь, ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех. Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений: от переноса акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутно создавая качественную систему учета и идентификации производителя топлива до возможности введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть, что, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, прозрачным и т. д. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка — каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. И, в идеале, должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5%). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.
Вместо этого региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей, и своих коллег — ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства. Причем этот шантаж проводится в том числе на тех площадках, на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти процессы предвыборного характера.
ВИНКи априори — «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на нет. И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен, вполне себе рыночного, цивилизационного свойства. «Так что, — отмечает Мухин, — было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя». И как тут быть с неоднократными распоряжениями президента РФ на совещаниях по вопросам развития ТЭК о том, что как раз интересы конечных потребителей, то есть простых граждан страны, ни в коем случае не должны быть ущемлены?
Не потому ли так возмутились инициаторы «топливных забастовок», что в рамках подписанного с правительством соглашения крупные игроки призвали власти проверить работу «независимых» АЗС? «Независимые» АЗС привыкли осуществлять свою деятельность «в серой зоне» без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов. Они не несут никакой ответственности за обеспечение потребителей нефтепродуктами, а в регионах «фактически монополизируют рынок, формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли», — отмечали в «Роснефти» в конце октября. «Суть протеста «независимых», похоже, ясна как белый день, — отмечает «Версия». — Грянут проверки — настанет конец серым схемам, прикроется источник сверхдоходов. Ради их сохранения можно пойти на все, даже организовать забастовку и оставить регионы без топлива. Безумие? Что ж, не зря говорилось, что ради 300-процентной прибыли некоторые пойдут даже на преступление. А сколько получают «разоряющиеся» бензиновые боссы, мы уже знаем».