Главная Культура 22:22 16 Октября 2016 8922
Сергей Жилин: «Все деньги тратил на пластинки...»

Музыкант рассказал «Труду» об искусстве импровизации и о том, как «недомузыка» сделала его знаменитым

Ольга Киреева

В октябре в Государственном Кремлевском дворце состоится юбилейный концерт известного пианиста, дирижера, создателя оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» Сергея Жилина. Виртуозная аранжировка музыкальных произведений стала его визитной карточкой и запомнилась всем участникам и зрителям проекта «Голос». Музыкант рассказал «Труду» об искусстве импровизации и о том, как «недомузыка» сделала его знаменитым.

— Сергей Сергеевич, мы встречаемся незадолго до юбилейного концерта. Наверно, уже вовсю идут репетиции?

— У нас очень жесткий график в связи с записью программы «Голос», полным ходом идет подготовка к детскому проекту. Остается совсем немного времени. Работаем с утра до вечера без выходных.

— Чем будете удивлять?

— Сюрпризы заготовлены. Могу сказать, что Николай Фоменко на концерте предстанет в необычной ипостаси, таким его никто не видел. Он будет играть на скрипке концерт Чайковского. Иосиф Кобзон споет с внуком. Анжелика Варум кое с кем споет дуэтом.

— Даже догадываюсь с кем, если вспомнить ваше участие в качестве вокалиста в программе «Две звезды». Телевизионные проекты как-то изменили ваше творчество?

— Это полезный опыт. В силу специфики проектов мы изучили огромное количество разножанрового материала. Хотя, конечно, с другой стороны, этот опыт довольно жесткий, ведь на реализацию большого объема поставленных задач отпущено очень ограниченное время.

— Надо сказать, что «Фонограф» — это не только оркестр, но еще и группа компаний, куда входят звукозаписывающая студия, детская творческая студия, агентство по проведению праздничных мероприятий. От такой многозадачности голова кругом не идет?

— Наша производственная деятельность все равно связана с музыкой. Все хозяйственные вопросы стараюсь решать попутно. Бабушка в детстве говорила, что смена деятельности — это тот же отдых.

— Так вот, значит, как вы отдыхаете!

— Ну, да. Занимаюсь на рояле, чувствую, что уже не контролирую исполнение, займусь административными вопросами. Вернулся — контроль восстановился. Одна и та же деятельность притупляет внимательность. Репетировать нужно с большой степенью контроля, вслушиваться, что ты делаешь, иначе это бесполезно.

— Проблема кадров для вас актуальна или хватает талантливых ребят?

— Очень актуальна, поэтому стараемся сами готовить кадры. Для детей есть творческая студия эстрадно-джазового искусства. В будущем, надеюсь, они смогут перейти в состав оркестра. Часто приходят достаточно хорошие специалисты, но малоопытные. И навыки, необходимые для работы, приобретаются уже здесь.

— Импровизации можно научить?

— Не только можно, но и нужно. Невозможно импровизировать, не понимая, на чем это все зиждется. Наша беседа тоже импровизация, мы же не по заготовленному сценарию общаемся. Мы в свое время выучили буквы, слова, умеем составлять предложения, слушать собеседника, есть словарный запас, таким образом мы общаемся. Точно так же и в музыке.

— Есть шутливое выражение, что импровизация — это отчаянная попытка вспомнить мелодию. Как отличить одно от другого?

— В академической музыке невозможно ничего скрыть. Весь нотный материал монументален, меняется только прочтение произведения за счет внутреннего эмоционального состояния, вкладываемого исполнителем. Можно менять динамику, сыграть медленнее или быстрее, ярче или тише. Эта история каждый раз может быть иной, но, если вдруг кто-то начнет играть другой текст, значит, просто забыл ноты. В джазовой музыке импровизация — это развитие той темы, которую исполнитель показывает вначале, а дальше ведет ее так, как считает нужным. Может быть очень много разных вариантов продолжения, в том числе самые невероятные, которые не приняты в канонах этого стиля, но музыкант хочет сделать именно так.

— Сегодня многое можно найти в интернете, даже самые редкие концерты. Но можно ли их слушать, учитывая, что качество явно хуже живого концерта?

— В интернете есть все, в том числе и достаточно качественные записи. Мне недавно нужно было послушать Каприс № 24 Паганини, и я нашел очень хорошие варианты. Обязательно нужно ориентироваться на кого-то, знакомиться с манерой исполнения, техникой. И очень важно найти своего учителя. Если нашелся тот единственный и неповторимый педагог, которому ты доверяешь, тогда ты обязательно чему-то научишься.

— У вас был такой педагог?

— У меня он появился только лет 15 назад. Юрий Иванович Маркин, советский и российский джазмен, композитор и педагог, помог мне именно с джазовым исполнением, работой над импровизацией, гармонией. «Чайковский in jazz» — это его первоначальная обработка и моя дальнейшая аранжировка. Что касается первоначальной музыкальной подготовки, нужный учитель нашелся не сразу. В Центральной музыкальной школе мне все легко давалось, но когда меня перевели к педагогу Александру Евгеньевичу Волкову, оказалось, что нет знаний по детальной проработке произведения. Он попросил сыграть одной рукой, потом другой — у меня ничего не получилось. Александр Евгеньевич научил меня сначала работать над каждой рукой в отдельности и только потом соединять. Сейчас, когда чувствую — что-то не получается, начинаю одной рукой прорабатывать и разбираться, что мешает достичь результата.

— Когда вы решили заняться джазом, родные не пытались отговорить?

— Для них это был шок. Они считали, как и многие тогда, что джаз — это несерьезная, поверхностная музыка. Бабушка была скрипачка и считала джазовое направление «недомузыкой». Но я все равно рвался.

— А первый рубль, заработанный при помощи этой «недомузыки», помните?

— Я пытался пройти через все, и на свадьбах играл, и в ресторанах. Кроме этого работал лаборантом во Дворце пионеров, мне было лет 16-17. Помню, первую зарплату в 40 рублей всю отдал маме. Когда начал регулярно получать, ездил в магазин «Мелодия» и практически все деньги тратил на пластинки.

— Какая самая памятная?

— Пожалуй, наша, «Чайковский in jazz». В честь своего 50-летия фирма «Мелодия» переиздала лучшие джазовые диски на виниле, и мы удостоились войти в их число.

— Есть какой-то подарок, которым можно по-настоящему вас порадовать?

— Сотрудники и друзья постоянно придумывают что-то оригинальное, чтобы удивить меня. Например, однажды подарили матрешек с моим изображением. Зрители портреты дарят. А в школе-интернате города Рыбное (Рязанская область) директор оказался авиамоделистом, и, узнав, что я увлекался в детстве авиамоделированием, они с воспитанниками собрали лично для меня модель самолета. Очень трогательно!

— Для вас 50 лет — это веха или просто круглая дата?

— В 20-30 лет я думал: вот будет 50 — интересно, что это такое. А сейчас 50, думаешь: «Ну и ладно, дальше 51». Все дни расписаны, поэтому юбилей воспринимаю совершенно буднично.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?