ТРИСТА СУПЕРМАРКЕТОВ
- Насколько туго наполнен инвестиционный портфель столицы, сколько средств рассчитывают власти привлечь в экономику в ходе форума в Милане и на что они пойдут?
- Казалось бы, московский рынок неплохо насыщен инвестициями. Привлечено более 20 миллиардов долларов. Но потребность города в инвестициях возрастает.
Возьмем для примера сеть "Метро", планировавшую построить в Москве семь гипермаркетов. Недавно ее менеджеры заявили: мы ошиблись в своих расчетах. Нужно не семь объектов, а минимум двенадцать - поскольку покупательная способность москвичей и гостей столицы оказалась существенно выше, чем предполагалось. Сегодня не нужно из какого-то областного города ехать в Москву за покупками. Везде торговля достаточно развита. Тем не менее осталась традиция: побывал в белокаменной - обязательно привезти оттуда гостинцы. В результате Москва снабжает не только москвичей, но и очень большое количество гостей в основном из Центрального федерального округа. Значит, нужно строить новые магазины. Скоро на заседании правительства будет рассмотрена программа "Московские кольца" - создание крупных торговых комплексов по территориям, прилегающим к третьему транспортному кольцу и с внутренней стороны МКАД. Предполагается разместить несколько сотен объектов, порядка ста уже имеют дислокацию, идет работа по проектированию. Не сомневаемся: инвесторам интересно участвовать в этой программе.
Другой выгодный сектор - рынок жилищного строительства. Каждый год Москва бьет рекорды по количеству возведенного жилья, в этом году будет сдано от 4,5 до 5 миллионов квадратных метров. Но оно по-прежнему в дефиците - квартиры распродаются еще до начала строительства, на стадии проектирования. Пока предела насыщения этого рынка не видно - раздолье для инвесторов.
Огромный объем вложений может освоить рынок строительства недорогих трехзвездочных отелей. Их нужно много. Они при этом не требуют таких затрат, как элитные гостиницы, и очень быстро окупаются, поэтому привлекательны для инвесторов. Как проекты в сфере туризма, спорта: город будет строить развлекательные комплексы на набережных Москвы-реки, Диснейленд, роллердром, бассейны, катки...
А ведь есть еще и немало промышленных предприятий, готовых развивать выгодное производство.
В общем, столичная делегация отправляется в Милан с конкретными и интересными для инвесторов предложениями. И все же главная задача не в том, чтобы сразу привезти какую-то конкретную сумму. Важнее продемонстрировать на форуме, что бизнес в Москве безопасен и эффективен. Город всегда выполняет свои обязательства, никогда не давал в обиду партнеров и даже в год дефолта взял удар на себя, чтобы защитить инвесторов. Любые вложения вернутся быстро, гарантированно и с профицитом. Это и есть тот самый "секрет" или "магнит", что притягивает деньги в столицу.
...А ОСТАЛЬНОЕ КИТАЙЦАМ
- В те же дни в Милане пройдет и презентация Москвы как претендента на проведение "Экспо-2010". Очевидно, сам факт, что мы номинируемся на такую престижную выставку, повышает инвестиционную привлекательность столицы. Но каковы шансы ее выиграть?
- Вопрос о судьбе "Экспо" будет окончательно решен в декабре. Мы должны не просто поучаствовать в этой "предвыборной гонке", но и победить. Это задача, без преувеличения, государственной важности. Не случайно комитет по продвижению кандидатуры Москвы возглавляет председатель российского правительства Касьянов.
Соперники сильные. Главный конкурент - Шанхай. Глава Китая родом из этого города. Он планирует вскоре передать свой высший пост преемнику, а до той поры очень хочет подарить "Экспо" своему городу. Но Москва не намерена уступать. В нашу пользу то, что Китай уже принимает Олимпиаду-2008. Два крупнейших события для одной страны - многовато.
НЕ О ТОМ СПОРИМ
- Не повредит ли Москве, в ее претензиях на всемирную универсальную выставку неурегулированность спора между городом и федеральной властью вокруг памятников культуры и некоторых других объектов?
- Я надеюсь, что нет - спор вскоре будет разрешен в спокойном деловом ключе. Работает трехсторонняя комиссия, в которую вошли представители Минимущества, Минкульта, а я представляю Москву. Комиссия составила список, в котором разделила все памятники на три части: бесспорно московские, федеральные и - "пограничный слой" из спорных объектов. Мы стараемся этот "пограничный слой" если не свести на нет, то максимально сузить. Очень рассчитываю, что работа комиссии будет результативной: мы подготовим мэру и двум министрам предложения, устраивающие все стороны, - о том, как разграничить собственность.
На мой взгляд, кому принадлежит памятник, менее важно, чем как он содержится. Вопрос же не в том, кто владеет Домом Пашкова, а в том, что он находится в очень скверном состоянии. Его нужно спасать, а если мы будем постоянно отгораживаться заборами: "Не лезь, это мое", ничего не получится. Москва нашла средства, деловых партнеров и привела в порядок сотни памятников. И теоретически можно было бы порассуждать о том, чтобы передать их в другие руки. Но где гарантия, что после этого они не придут в то же состояние, что и Дом Пашкова?
- Вернемся к инвестиционным возможностям столицы. В состоянии ли город найти партнеров и привлечь капиталы, необходимые для возрождения завода "Москвич"?
- Конечно. Мэр Москвы, разговаривая на эту тему с главой правительства, дал гарантию: если контрольный пакет акций, дающий право сменить менеджмент и вести финансовую политику, передать городу, то за полтора-два года завод придет в нормальное состояние. Естественно, это будет сделано за счет инвесторов, а не бюджета. Не обещаем, что там сразу начнут выпускать автомобили класса "мерседес". Но появится новый конкурентоспособный модельный ряд, заработает конвейер, люди получат рабочие места. На примере "ЗИЛа" все убедились, что мы действительно умеем спасать заводы. Пока же собственники завода и сами ничего не предпринимают, и нам не дают. Цепляются за дело, которое у них не получается. Но рано или поздно вопрос придется решать.
ДИВИДЕНДЫ - НЕ ГЛАВНОЕ
- Какая польза простым москвичам от международных проектов, в которых участвует Москва? От предприятий, акции которых имеет город? Каковы дивиденды?
- Москва имеет долю более чем в 500 акционерных обществах. И в последние годы идет довольно приличный рост дивидендов, которые поступают в бюджет и идут на социальные нужды. Если всего три года назад они не превышали сорока миллионов рублей, то теперь порядок цифр изменился. В этом году получим около миллиарда, дальше должно быть больше.
Это только по дивидендам. Но ведь они - не главное. Важнее то, что участие города дает рабочие места. Имея контрольный пакет, мы вправе требовать, чтобы выполнялись все необходимые социальные обязательства. И приводить на предприятия профессиональный менеджмент, позволяющий хозяйствовать рационально, с пользой для города, горожан.
- Нельзя в таком случае обойти ситуацию с нефтеперерабатывающим заводом в Капотне. Почему его лихорадило, несмотря на то, что город имеет контрольный пакет?
- Напомню вкратце ситуацию читателям. Руководство одной из нефтяных компаний с помощью судебных процедур попыталось остановить работу завода и "организовать" топливный кризис в Москве. Вероятно, главной целью было получить контроль над рентабельным столичным предприятием.
Способ выбрали уже опробованный на других регионах. Некая гражданка подает в суд города Иркутска иск о защите своих личных прав по отношению к Московскому нефтеперерабатывающему заводу. И иркутский суд по этому иску... накладывает запрет на поставку нефтепродуктов (а речь - о сотнях тысяч тонн) в Москву. Интересно, что судьи, как нередко бывает в таких случаях, вынесли решение быстро, даже не связываясь с "виноватой стороной" - Москвой. Ради якобы защиты прав гражданки попытались остановить гигантскую машину, включающую трубопроводный транспорт, железнодорожные перевозки, лишить зарплаты многие тысячи людей. И главное: остановка завода и деструкция на московском топливном рынке - это уже вопрос безопасности не только Москвы, а всего государства. Группе, которая организовала эту "операцию", уже удавалось таким образом добиваться своих целей в некоторых регионах. Но в Москве "номер" не прошел, ситуация была исправлена.
НЕ ВСЕ ПРОДАЕТСЯ
- В Мосгордуме проходит второе чтение закона о землепользовании, который позволит продавать столичные земли. Ясно, что он поможет привлечь в бюджет дополнительные деньги. Но у многих москвичей возникают опасения: все продадут, а нам что останется?
- Да, продавать и покупать землю станет возможно. Но речь только о тех участках, которые не попадают под ограничения, вытекающие из федерального законодательства. Ограничений много: нельзя продавать земли, на которых расположен жилой или природный фонд, берега рек и набережные. Под запретом территории, где проходят коммуникации электрического, водного и теплового снабжения, канализации, транспортные артерии. То есть выходит, что участков, которые можно продать, в городе немного: около 3 - 4 процентов всей территории.
При этом город, естественно, не будет стремиться выставить на аукцион все сразу. К примеру, у вас есть квартира, вы получили право ею распоряжаться. Но это же не значит, что вы сразу так и сделаете? Земля - это невосполнимый ресурс. Продашь - другой не будет. Поэтому подходить к каждой сделке будем основательно, рассчитывая, пойдет ли она на пользу городу.