- Баку всегда был мостом между Востоком и Западом, - говорит Ибрагимбеков. - Через Азербайджан по Большому кавказскому хребту проходит граница Европы и Азии. Здесь же с древнейших времен пролегал Великий Шелковый путь. Восточные и западные цивилизации мирно уживались в Баку на протяжении столетий, взаимно обогащая друг друга. Да и сегодня столица Азербайджана - большой интернациональный город, где в добром согласии живут представители самых разных народов. Поэтому лучшего места для фестиваля "Восток - Запад", утверждающего идеи человеческого единения, терпимости, толерантности, нам искать не пришлось.
За восемь лет организаторы фестиваля показали в Баку сотни фильмов, обладающих своим неповторимым лицом, культурным своеобразием. Здесь побывало около 500 деятелей мирового кино: от Георгия Данелия, Эльдара Шенгелая, Толомуша Океева, Сергея Соловьева, Людмилы Чурсиной - до Режиса Варнье, Софи Лорен, Пьера Ришара... При этом киносмотр не тяготеет к столь модной сегодня гигантомании: его бюджет составляет порядка 100 тысяч долларов, а количество гостей ежегодно не превышает 50 - 60 человек. Но для сегодняшнего Баку фестиваль "Восток - Запад" - все равно огромное культурное событие.
Как удалось выяснить корреспонденту "Труда" из разговоров с местной интеллигенцией, в Азербайджане сегодня нет ни кинопроката в общепринятом смысле слова, ни даже цивилизованного телевизионного показа фильмов. В трехмиллионом Баку, по сути, один современный кинотеатр, где сплошняком идет американская продукция. А телеканалы показывают в основном пиратские копии все тех же голливудских боевиков. Ни одна российская лента, включая нашумевшие "Дозоры" и "9 роту", а также ни английская, французская, итальянская или любая иная картина за последние годы на большой экран так и не прорвалась. Кинопроизводство в самом Азербайджане, несмотря на бурный экономический рост страны, находится в полукоматозном состоянии: на допотопной технике здесь снимают две игровые картины в год плюс несколько документальных лент, которые в прокат тоже не выходят.
Поэтому когда небольшая команда Рустама Ибрагимбекова привезла в Баку свежие фильмы ведущих российских режиссеров Алексея Балабанова ("Мне не больно"), Кирилла Серебренникова ("Изображая жертву"), Валерия Рубинчика ("Нанкинский пейзаж"), новую работу венгерского классика Иштвана Сабо ("Родственники"), а также ряд лент из Турции и Франции, Литвы и Германии, Венгрии и Кыргызстана, Ирана и Таджикистана, то это не могло не породить в городе изрядный ажиотаж. В кинотеатре "Азербайджан", где шли просмотры, свободных мест не было ни на одном киносеансе, а культурная элита города - среди них хорошо нам знакомые писатель Анар, художник Таир Салахов, актер Расим Балаев, а также новый посол России в Азербайджане Василий Истратов - посчитали за честь побывать на фестивальных мероприятиях.
"Восток-Запад" - фестиваль неконкурсный, здесь нет жюри и, соответственно, призовой лихорадки. Но союз кинематографистов Азербайджана все-таки учредил ряд наград для приехавших кинематографистов. Так, приз за самый женственный образ вручили молодой актрисе Рано Шодиевой, ярко сыгравшей простую деревенскую женщину в узбекском фильме "Родина". Приз за самый мужественный образ получил Тимур Бадайбейли - бакинец по происхождению, а ныне ведущий актер московского театра на Таганке, блеснувший в азербайджанском фильме "Прощай, южный город". Режиссер Валерий Рубинчик, известный фильмами "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Культпоход в театр", "Нелюбовь", "Кино про кино", получил приз за вклад в евразийский кинематограф. Наконец, приз за самое гуманное послание человечеству достался авторам фильма "Полумгла", рассказывающего о том, как пленные немцы и жители северной русской деревушки через взаимную неприязнь постепенно приходят к сочувствию и взаимопониманию.
Эта лента режиссера-дебютанта Артема Артемова, как нельзя более соответствующая девизу фестиваля, была встречена бакинской публикой аплодисментами и слезами. Только ради этих счастливых мгновений стоило проводить фестиваль, который, говоря словом классика, год за годом делает негромкий труд "по сгущению добра" в нашем все еще ожесточенном обществе.