Главная Культура 21:19 16 Июля 2016 5044
Фабио Мастранджело: Необычайные приключения итальянского дирижера в России продолжаются!

Без обаятельного и импульсивного итальянца с прекрасной русской речью невозможно представить себе телешоу «Большая опера»

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург

О Фабио Мастранджело в нашей стране знают даже те, кто никогда не ходил в оперный театр и филармонию: что говорить, ТВ — это страшная сила! Без обаятельного и импульсивного итальянца с прекрасной русской речью невозможно представить себе телешоу «Большая опера». Продолжится ли оно? Как случилось, что уроженец далекого города Бари возглавил такую экзотическую организацию, как Санкт-Петербургский мюзик-холл? Что ждет зрителей руководимого Фабио оперного фестиваля под открытым небом — самого большого в нашей стране? Об этом — наш разговор с маэстро.

— Фабио, на каком этапе вашего приключения в России вы сейчас находитесь?

— Последние три года, с тех пор как меня назначили руководителем Санкт-Петербургского мюзик-холла, я наконец-то нашел место, где могу не просто работать, но реализовывать долгосрочные творческие планы. В стратегии развития театра на 10 лет вперед (а это обстоятельный документ аж на 180 страниц!) важнейшим пунктом было создание оркестра. Все понимают, что я классический музыкант и моя деятельность не совсем «мюзик-холльная». Но надо вспомнить, что театр был построен в 1899 году, назывался он Народный дом императора Николая II, а среди тех, кто здесь постоянно работал, значился и Федор Шаляпин.

Руководители города высказали пожелание, чтобы театр был более мультифункциональным, и я с этим полностью согласился. В Европе такая тенденция набирает силу, там в опере может происходить что угодно. Ведь там большие города с множеством театров скорее редкость, чем норма. Например, в Италии считается большим городом Флоренция — 650 тысяч человек. В моем родном Бари — 400 тысяч. Между прочим, это столицы регионов! Но когда в таком городе есть оперный театр, вряд ли там имеется еще и отдельный концертный зал. А значит, в опере идут и балетные спектакли, и мюзиклы, и симфонические, камерные, джазовые, эстрадные концерты. И мне это нравится, поскольку я убежден, что музыка интересна всякая, важно только, чтобы она была неслучайна и исполнена на самом высоком уровне...

Но первый год на новом месте стал для меня самым большим стрессом в жизни: пришлось совмещать директорство и художественное руководство. И это не в благополучном коллективе, а в заброшенном театре, на котором лежало 40 млн рублей долга. Через год директором пришла Юлия Стрижак, и, слава богу, я смог сосредоточиться только на музыке.

Сейчас ситуация под контролем, мы существенно уменьшили долг, и все замечают, что мюзикл опять на виду, есть хорошие спектакли. Я впервые в жизни театра организовал абонементы с оркестром театра, посвященные музыке Чайковского, они оказались очень успешными. Недавно по конкурсу набрали полноценный симфонический оркестр — 70 человек, называется «Северная симфония». Это важно, чтобы творческая жизнь театра не прекращалась. Тем более в конце 2017-го здание закроют на реконструкцию, которая продлится полтора-два года... В общем, отвечая на ваш вопрос, могу сказать: необычайные приключения итальянского дирижера в России продолжаются!

— Ваш отец, который так любил Россию, что назвал дочь Валентиной в честь Терешковой, — он застал взлет вашей карьеры в России?

— Только частично. Он умер 13 лет назад, я уже несколько лет был в Петербурге, но самого большого развития моей карьеры в России он не увидел. Однако я уверен, что откуда-то он это все наблюдает и радуется. Мама жива, и я держу ее в курсе событий.

— А то, что вы перебрались в Россию с другого конца света, из Торонто, он одобрил?

— Не то что одобрил, он просто сказал: «Наконец-то ты добрался до России». У меня еще во времена СССР были намерения попасть сюда, но тогда, видимо, не подошло время. Вообще это странное ощущение. Если сравнивать с Торонто... Там я тоже появился внезапно: выиграл стипендию в университете, и дела вроде пошли успешно. Но за проведенные там 10 лет я ни на секунду не почувствовал, что это мой город. Образно говоря, знал, что умру не там. И наоборот, когда впервые побывал в Петербурге — через несколько минут стало ясно, что хочу здесь жить. Хотя в 1999 году это было просто нереально — получить все необходимые документы. Но видите, как сильно влияет на судьбу воля и желание человека, — я преодолел все трудности и даже с 2011 года стал гражданином России. Может быть, Россия меня ждала? Я очень бы хотел так думать.

— Город, в котором жили и творили Кваренги, Трезини, Растрелли, Росси, — точно итальянцу не чужой. Вы как-то говорили, что словно бы когда-то уже тут были.

— Меня неоднократно сравнивали с итальянскими композиторами, которые жили в Петербурге. Например, с Джованни Паизиелло, Катерино Кавосом. Паизиелло, как и я, родился в регионе Апулия и жил в России при Екатерине Великой. Это он впервые в истории музыки написал оперу под названием «Севильский цирюльник», и именно в Санкт-Петербурге. Она была настолько успешна, что Россини долгое время не решался писать своего «Цирюльника» — вдруг выйдет не так хорошо, как у Паизиелло...

Это, конечно, факт, что русская опера родилась благодаря влиянию итальянских композиторов, которые жили в России. Катерино Кавос, например, был первым, кто написал оперу «Жизнь за царя». И неслучайно четыре года назад наш первый большой музыкальный фестиваль под открытым небом «Опера — всем» мы с музыковедом Виктором Высоцким и Юлией Стрижак начали с «Жизни за царя» — конечно, в версии Глинки, а не Кавоса. Но название подчеркивало преемственность.

С тех пор, что бы ни исполнялось на этом фестивале, открываем мы его обязательно русской оперой. Вот и 12 июля праздник, который продлится до середины августа, открылся оперой «Князь Игорь».

— Легко ли нашли понимание у руководства города?

— Когда мы впервые пришли согласовывать проект фестиваля в городском правительстве, у меня спрашивали: а хотя бы человек 500 придет? Я отвечал, что рассчитываю на 2 тысячи. Но на первый же спектакль явилось 12 тысяч! В этом году, кроме традиционной Соборной площади Петропавловской крепости, спектакли пойдут в Гатчине, Царском Селе и на Елагином острове.

— Будет ли продолжение замечательного телешоу «Большая опера» на канале «Культура»?

— Надеюсь, что да, идут переговоры. Как ни странно, в Италии, самой оперной стране мира, такого шоу нет, а в России есть. Этим надо дорожить. Мне кажется, что-то вроде «Большой оперы» было бы очень успешным телепроектом в Италии, так что стоит подумать об экспорте российского опыта. Что может быть интереснее, чем открывать молодые дарования! Правда, мне трудно представить себе «Большую оперу» без Елены Образцовой. Ее уход — тяжелая потеря. Такая личность неповторима, найти замену ей невозможно. Мы работали вместе продолжительный период, это было счастье для меня. Но мы храним память о Елене Васильевне. В начале июня организовали с академией ее имени, которую теперь возглавляет Ильдар Абдразаков, большой фестиваль, где прозвучали опера «Евгений Онегин» и эстрадный концерт. В Капелле дали оперу «Иоланта» и огромный гала-концерт — в Большом зале филармонии. Все это, замечу, с нашим новым симфоническим оркестром. Молодые исполнители показали себя с самой сильной профессиональной стороны.

— Елена Васильевна и в жизни была такой же доброжелательной и щедрой, как на экране?

 

— Еще щедрее! Она была шикарная женщина, шикарный музыкант, шикарная певица, шикарный человек. Редкость, когда все так совпадает в одной личности. Но это как раз тот случай...

— Кем растет ваш сын — русским или итальянцем?

— Стефан всегда помнит, что он сын итальянского отца, но родился и живет он в России и, конечно, ощущает себя русским. У меня еще есть дочь София от первого брака, скоро ей будет 25 лет, у них с братом очень тесные отношения, они гордятся друг другом. Вот у нее — сильное итальянское самоощущение. Мне кажется, что и у Стефана оно тоже со временем проявится в полной мере. Он уже учится как пианист, отыграл два небольших концерта. Считаю его перспективным музыкантом, но станет ли музыка его профессией, говорить рано. Одно точно: она ему очень интересна, а это уже немало. А что будет дальше — посмотрим.

— А вы в себе что-нибудь русское стали замечать?

— Да мне все говорят: ты, Фабио, совсем обрусел. Недавно я впервые был в Белграде, дебютировал с местным симфоническим оркестром. Когда даю концерты за границей, всегда заранее приглашаю представителей России и Италии, и обычно послы или консулы приходят. А в этот раз был так занят, что забыл послать приглашение и вспомнил об этом только в день концерта. Ну ладно, думаю, к следующему концерту обязательно исправлю ошибку. Сыграли мы с большим успехом. И тут вдруг стук в дверь гримерки, открываю — на пороге очень красивая пара. «Здравствуйте, это посол Российской Федерации». — «Какое счастье, а как вы узнали?» — «Мы смотрим все передачи с вашим участием по телеканалу «Культура», очень вас любим, да еще жена из Новосибирска, вы там много работаете, как же мы могли пропустить!» Это правда, я в Новосибирске работаю уже девять лет. После этого подумал: раз посол России и без приглашения пришел, а посол Италии — нет, значит, я русский!

— Когда дирижер стоит перед оркестром, чем на самом деле он управляет?

— Энергией, однозначно. Глазами, руками, телом, но больше всего — энергией. И не так уж важно, твои ли это музыканты, то есть люди, с которыми ты работаешь много лет. Порой такое происходит и с оркестрантами, которых ты впервые увидел два дня назад. Ощущение, будто они читают твои мысли! Допустим, захочешь во время концерта сыграть чуть-чуть по-другому. Или даже совсем иначе, нежели ты это делал на репетиции, — медленнее или быстрее, тише или громче... И ощущение, что ты даже не успел показать, чего хочешь, а музыканты уже все поняли. Как можно это объяснить? Только обменом энергией.

— Что ж, Фабио, примите от газеты «Труд» и ее читателей пожелание всяческих успехов и такого же взаимопонимания со всем окружающим миром, какое существует у вас с музыкантами и зрителями! Надеюсь, что фестиваль «Опера — всем» и вообще ваше присутствие в городе на Неве сделают его еще более европейским и туристическим.

— Спасибо! Очень надеюсь, что Европа приблизится к России, прежде всего в области виз, потому что до сих пор эта проблема сильно мешает. Считаю достижением уже то, что, если люди сюда приезжают на корабле, они могут в течение 72 часов находиться на территории РФ без визы. Но до ситуации, которая существует в Европе, здесь пока, к сожалению, далеко. Европеец утром вспоминает, что сегодня вечером Чечилия Бартоли поет в Зальц-бурге, садится на машину и едет. А к нам так не приедешь. Хотя и у нас тоже проходят фантастические концерты! Я даже считаю, что наши успехи гораздо значительнее европейских, потому что у нас приходится преодолевать больше трудностей.

— А какие места в Петербурге любите больше всего?

— Очень люблю Михайловский сад. Не часто удается, конечно, погулять там. На Елагином острове тоже очень красиво. Каждый раз, бывая там, думаю: ой, какое счастье, что у нас есть такой парк. Возле нашего театра тоже парк. И, кстати, есть большие планы, как его развивать, чтобы музыке в Северной столице жилось еще просторнее.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6186
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4784
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....