Кто-то ищет любовь всю жизнь, а Рите стоило лишь раз оторвать глаза от учебника. Был май, и она поддалась уговорам Нади - заглянуть ненадолго на "пятачок". Здесь собиралась молодежь, чтобы танцевать, общаться, крутить романы. Рита скромно стояла под деревом, смотрела, как девчонки бойко выбивают чечетку, и чувствовала себя чужой на празднике. От толпы ребят отделился парень и направился в ее сторону. Его звали Егор - он был копией Сергея Есенина.
- Какая любовь? Выпускной класс, на носу вступительные, - возмущалась мама. - И зачем тебе этот шахтер? Ищи образованного!
Но экзамены сдавались на пятерки, а без Егора не проходило и дня. Шел 1953 год. Будущему филологу Рите доверили открытие заводской библиотеки. Егор помогал оформлять стеллажи. Там, между томиками русских поэтов, он и сделал ей предложение.
- А где жить? - улыбнулась Рита.
После внезапной смерти отца семья жила бедно, и на расширение жилплощади все надежды уже были потеряны.
На следующий день жених исчез. Не встретил, как обычно, с работы, не позвонил, не бросил вечером камешек в окошко. Через неделю Рита запаниковала. Позвонила на шахту и узнала новость: Егор Умеренко уволился и уехал из города. Целый месяц Рита ходила сама не своя. Бросил? Испугался? Масла в огонь подлили его приятели.
- Ритка, ты еще здесь? - окликнули ребята, увидев ее на поселке. - А чего в Воркуту не едешь, к Жорику?
- Нашла кому верить, - язвила мама. - Он уж имя твое забыл!
И Рита не выдержала. Вышла за первого встречного. Первый встречный оказался человеком более достойным и надежным. Боря Привалов учился в мединституте и давно искал встречи с симпатичной сестренкой друга. Интеллигентный, обаятельный, положительный, он произвел на маму неизгладимое впечатление. А Рита: Рите было все равно. Но Борю это не смущало.
- Все будет хорошо! - шептал он невесте. И не обманул.
Прошло полтора года. Рита была в декретном отпуске. Однажды, оставив маму с коляской, забежала на работу - проведать девчонок.
- Какая ты стала красавица! - щебетали они.
Сидящий за столом паренек в тельняшке оторвал от журнала голову - и Риту словно ошпарило.
- Здравствуй. Вот и свиделись. А теперь прощай, - сказал Егор крайне странную фразу и действительно развернулся и пошел к выходу.
Выпускнику мединститута Борису Привалову дали направление в Ханты-Мансийск. Рита уезжала с легким сердцем - прочь из города! Прочь от случайных встреч с Егором!
Борис оказался идеальным супругом, работа нравилась, дочь радовала. Маргарита возглавила окружную типографию, Борис дорос до заместителя главврача. За 38 лет совместной жизни супруги объездили весь Союз и Европу.
Беда пришла неожиданно. За несколько лет до пенсии у Бориса случился обширный инфаркт, оперировать Рита повезла его в Москву.
Последняя встреча запомнилась до мелочей.
- Все будет хорошо, - снова сказал он.
Но теперь Борис не сдержал обещания. Впервые в жизни.
Оставаться в Ханты-Мансийске не было смысла. Нашлись чудаки, менявшие на таежный город просторную московскую квартиру. Так Маргарита Васильевна и очутилась в столице. Она жила одиноко и тихо. Изредка забегала дочь, которая тоже жила в Москве, но долго не засиживалась. Однажды осенью в квартире длинно и прон-зительно зазвонил телефон.
- Междугородка! - екнуло отчего-то сердце. Голос в трубке оказался до боли знакомым.
- Прими мои соболезнования. У меня тоже умерла жена.
- И ты прими мои соболезнования.
- Давай увидимся:
И тут в ней проснулась та юная Рита - брошенная, оскорбленная.
- Нет! - процедила она. - Мне не нужны мужчины!
- Но звонить разрешишь?
- Разрешаю, - смилостивилась Маргарита.
Егор возвращался в ее жизнь медленно и осторожно. Полгода каждый вечер она заваривала чай, включала настольную лампу, опускалась в кресло и ждала его звонка, а потом слушала его голос.
31 декабря дочь позвала к себе, но Маргарита осталась дома. Телевизор, тишина, ритуальный звонок от Егора - чем не праздничная программа для вдовы? Он позвонил в семь вечера.
- К тебе должен прийти курьер, - сказал Егор. - Передать одну бандероль - из юности.
- Мне не нужны подарки, - привычно ощетинилась Маргарита.
Но в дверь позвонили, и она пошла открывать.
Седые волнистые волосы, светлые глаза в пушистых ресницах: У Маргариты подкосились ноги. Таким бы, наверное, в старости стал Сергей Есенин.
- Это твое, - протянул "курьер" прозрачный кулек, набитый пожелтевшей бумагой.
- Что это? - испугалась Рита.
- Письма из Воркуты.
- Какие письма? Откуда?! Ты мне писал?
- Когда я вернулся с флота, пришла твоя мама, попросила прощение и все отдала.
- Ничего не пойму! При чем здесь мама?
- Она с почтальоном договорилась, чтоб та отдавала ей письма в руки.
- Почему ж ты тогда не пришел?
- У тебя уже был ребенок. Зачем разбивать семью?
Выяснилось, что Егор уехал тогда в Воркуту, где ему пообещали все блага сразу. Все было так, как Егор планировал: квартиру дали через неделю, оформили на Риту вызов. Егор слал письма каждый день. Но невеста молчала. Он вызвал Риту на переговоры. Не пришла. Отправил перевод. Вернулся обратно. А потом пришло письмо от приятеля: "Твоя Ритка замуж выходит:"
- Жизнь прошла, - прошептала Рита.
- Ошибаешься, - ответил он и обнял ее.
- Переезжай ко мне, - предложила Рита. - Будем ходить по музеям.
- Поехали лучше домой. Зачем тебе эта Москва?
...Они шли по поселку своего детства. "Песочные" домики мокли под дождем и смотрелись жалко рядом с бетонными высотками.
- Интересно, кто живет теперь в нашей квартире? - взглянула Рита на цветастые занавески.
- Давай посмотрим, - предложил Егор.
Они поднялись по знакомой лестнице, толкнули без стука дверь, прошли узкий коридорчик. В комнате висел красивый живописный портрет:
- Так это же...
- Ты! - улыбнулся Егор. Он стал прекрасным художником и все эти годы рисовал ее:
- А это Катя, - кивнул он на соседний портрет. - Моя жена. Первая встречная, на которой я с горя женился.
- Ты здесь живешь?
- Я узнал, что хозяева продают квартиру, и решил тебе сделать сюрприз.
Они вместе уже 12 лет. На двоих у них общая юность, аптечка с лекарствами и два инфаркта. А еще их первая любовь, та, что сильнее обстоятельств.