Владимир Токарев, глава администрации закрытого поселка Углегорск, на территории которого находится космодром "Свободный", старается не терять оптимизма.
- Ситуация, конечно, очень усложнилась для Углегорска и его жителей, - говорит он. - Но спорить с президентом никто не будет. В настоящее время решается вопрос, куда отправить служить военных из поселка. И другая немаловажная задача - не отдать поселок на разграбление, как это произошло со многими военными городками на Дальнем Востоке. Сегодня в Углегорске проживают 5135 человек, под сокращение попадает 500 семей (около 2 тысяч человек). Кто-то, конечно, уедет, но многим некуда и не на что. По расчетам на 1 декабря 2007 года, безработных у нас будет 815 человек. В основном - высококлассные специалисты, работавшие на космос...
Администрация Амурской области пытается внести в федеральную программу развития Дальнего Востока проект по переводу космодрома на коммерческие рельсы. Исходят они из того, что в соседнем Китае есть космодром. Усиленно занимаются космосом Южная Корея и Япония. Тогда почему в азиатской части России ликвидируется уже существующая стартовая площадка? По крайней мере часть своих будущих запусков соседи могли бы перенести и на нее.
Противники космодрома ссылаются на то, что в области нет производственной базы. Но недалеко Комсомольск-на-Амуре, где есть мощный авиазавод, который мог бы наладить выпуск необходимой техники для нужд космоса. Вообще-то странная получается картина. Руководство страны провозглашает грандиозные проекты по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, а на деле все происходит наоборот. Ведь люди поедут в этот отдаленный регион только в том случае, если есть достойно оплачиваемая работа, хорошее жилье. И если мы говорим о развитии Дальнего Востока, то губить уже созданное - преступно. России все равно нужен космодром, который может заменить оказавшийся за рубежом Байконур.