- Как и отчего возникает болезнь, Владимир Михайлович?
- Причиной может быть энцефалит, сосудистая патология мозга, отравление угарным газом или марганцем, бесконтрольное применение таких препаратов, как галоперидол или аминазин, а также травма черепа. Провоцирующим фактором к началу заболевания нередко выступает тяжелое инфекционное заболевание или стресс. Но чаще паркинсонизм появляется в пожилом возрасте внезапно, причем если в пятидесятилетнем возрасте на каждую тысячу приходится 1-2 заболевших, то среди семидесятилетних их уже насчитывается 5-6 человек.
Как правило, болезнь начинается с дрожания и скованности в одной руке, постепенно распространяется на все конечности, нарушается походка, речь. Человек не может сам себя обслуживать, с трудом подносит ко рту стакан. Если болезнь не лечить или лечить неправильно, можно оказаться прикованным к постели.
- Медикаментозное лечение может замедлить или не допустить перехода к тяжелым последствиям?
- Современные препараты, к сожалению, полностью не излечивают человека. К тому же лекарства помогают далеко не всем - примерно 25 процентов больных не воспринимают химические препараты. И самое печальное, что через несколько лет приема таблеток их эффективность снижается и даже большие дозы препарата не облегчают состояния. Человек становится заложником лекарства: и без него не может, и оно же мешает жить. Получается замкнутый круг.
- Как вы предлагаете его разомкнуть?
- Хирургическим путем - провести операцию, которая практически сразу приносит больному облегчение. Прямо на операционном столе у него прекращается дрожание, нормализуется тонус конечностей.
- Навсегда?
- У нас наблюдаются больные, которым операция была сделана 30 лет назад, и они себя нормально чувствуют по сей день. По нашим многолетним наблюдениям, рецидивы бывают, но крайне редко: примерно у 5 процентов больных. Большая же часть возвращается к нормальной жизни и даже к работе.
- Итак, вы считаете, что есть смысл рискнуть?
- Конечно, особенно тем, кто не переносит медикаментозного лечения. Что касается риска, то он минимален - за последние восемь лет у нас не было ни одной (тьфу-тьфу) операции, закончившейся осложнениями.
- Насколько освоены нейрохирургами такие операции?
- В нашем отделении, возглавляемом доктором медицинских наук Н. Добжанским, проведено уже около тысячи подобных операций. Проводятся они и в Институте им. Бурденко.
- Сколько стоит операция?
- За рубежом - около 25 тысяч долларов. Мы москвичей оперируем бесплатно.
- Есть ли какие-то ограничения при этом?
- Они противопоказаны при грубых нарушениях психики и некоторых других патологиях.
- После операции человек возвращается к своим таблеткам?
- Это зависит от того, в какой стадии заболевания он прооперирован. На ранних стадиях человек после операции может обходиться вовсе без лекарств. В других случаях дозы препаратов значительно снижаются.
- В последнее время много говорят о пересадке эмбриональной ткани в мозг больного паркинсонизмом.
- Нейрохирурги надеялись, что пересаженные здоровые клетки эмбрионов будут вырабатывать недостающие вещества. Однако первоначальный успех этих операций сменился разочарованием, так как улучшение оказалось кратковременным и неполным, к тому же больной должен был продолжать прием лекарств. Пересаженные клетки плохо приживались.
Сегодня интерес к подобным операциям значительно уменьшился во всем мире. Анализ результатов заставляет относиться к этому методу лечения с осторожным оптимизмом - операции по нейротрансплантации пока проводятся как экспериментальные.