Интерес к документальному кино растет не только со стороны вещателей, но и со стороны производителей: в этом году на конкурс было представлено более 300 работ. Авторитетному жюри в составе 37 человек под предводительством патриарха отечественного научно-популярного вещания Льва Николаева предстояло выбрать лучших из лучших в 10 номинациях.
Примечательно, что в этом году некоторые проекты фигурировали сразу в нескольких номинациях. Так, фильм Армана Ерицяна "Под открытым небом" был заявлен в двух номинациях: "Лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео" и "Лучший короткометражный неигровой телевизионный фильм". Щемящая сердце картина повествует о трагических судьбах русских интеллигентов, ныне превратившихся в бомжей и влачащих нищенское существование на помойке. Вот на экране крупным планом грязные коричневые распухшие пальцы, сбивчиво бряцающие по клавишам фортепиано. В извлекаемых ими звуках с трудом угадывается "Лунная соната" Бетховена. Затем камера поднимается, и мы видим лицо спившегося человека с чистыми грустными глазами: "А ведь когда-то я играл первую прелюдию Рахманинова, Второй концерт Рахманинова, а теперь даже "Лунную сонату" сыграть не могу"... В другом кадре бомжи греются у костра. Полная женщина в лохмотьях, подбрасывая поленья в огонь, рассуждает о прочитанной давеча "антологии сатаны" - так она величает булгаковского "Мастера"... Картина получила обе премии.
Лучшим оператором года признан Эдуард Кечеджиян за картину "Дикий, дикий пляж. Жар нежных". На экране знойный полдень, по тропическому шоссе несется грузовик с верблюжонком в кузове. Любопытное животное с интересом смотрит вокруг. Солнце клонится к закату, грузовик по-прежнему несется, а верблюжонок с неугасаемым интересом продолжает наблюдать за происходящим. Вот уже сумерки ложатся на прерии, грузовик все мчится, а любопытная голова малыша все вертится в разные стороны... Нежность человека, смотрящего в объектив, так и струится с экрана, и не мудрено, что картина получила приз также и в номинации "Лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео". Эдуард Сагалаев, учредивший в свое время данную номинацию, особо отметил этот проект, ставший для него откровением. Лучшим среди репортеров стал Александр Зиненко с его авторским фильмом "Рабы любви" о петербуржских проститутках.
В номинации "Лучший документальный сериал, цикл документальных телепрограмм" лучшим признан проект "Георгий Жженов. Русский крест". Организаторы премии подчеркнули, что решение жюри было вынесено еще до трагического известия о смерти Георгия Степановича, а потому победа в номинации была абсолютно профессиональной и никак не связанной с чисто человеческими эмоциями.
Лучшим научно-популярным фильмом года стал проект Александра Смирнова "Мао и Чан. Русские дети" о взаимоотношениях Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Ну а наибольший восторг как членов жюри, так и публики в зале вызвала картина "Сцена" Петра Мостового, ныне работающего в Израиле. История пожилой женщины, впервые пришедшей в театр на прослушивание, с первых кадров вызывает секундное замешательство, перерастающее в восторг. "Я никогда не показывалась специалисту. Вы, конечно же, меня не возьмете, но вы меня послушайте, пожалуйста. Вы знаете, меня никто никогда не слушал. Лишь когда-то, когда я училась в третьем классе, моя учительница сказала моему отцу: "Вы знаете, у вашей девочки талант"... Картина безоговорочно победила в номинации "Лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм".
Также было вручено два спецприза. Ежегодный безальтернативный приз "За вклад в кинолетопись" получила телеакадемик Марина Голдовская - режиссер, оператор, педагог. А спецприза жюри "За проведение уникальной акции - телемарафона документального кино на телеканале ТВЦ" был удостоен президент телеканала ТВЦ Олег Попцов. Вышедший за призом автор проекта, мастер-документалист Михаил Дегтярь подчеркнул, что канал и в дальнейшем будет поддерживать настоящее документальное кино, коим Дегтярь считает фильмы, снятые о живых людях и подлинной жизни. А исторические инсталляции о давно почивших политических деятелях и тайнах, давно не являющихся тайнами, считает профанацией, не имеющей никакого отношения к жанру. Мнение академика, по всей вероятности, разделило большинство членов жюри: среди номинантов было много картин о сталиных, гитлерах и прочих исторических персонажах, однако столь любимый крупными федеральными каналами жанр наград "ЛАВРа" практически не получил.