Подать показания счетчиков, оплатить услуги ЖКХ, записать к врачу себя и ребенка, получить путевку в санаторий... Как все это сделать человеку, который практически не выходит из дома? Как жить дальше?
Таким вопросом задалась молодая москвичка Ксения Безуглова, когда восемь лет назад попала в аварию и стала инвалидом.
«Ситуация была ужасная, — вспоминает она, — пришлось учиться жить в новых условиях, когда ты находишься в инвалидной коляске. Сразу возникло много вопросов. Чтобы найти ответы на них, мне пришлось перелопатить сотню сайтов. Писала доверенности на других людей, чтобы они могли представлять мои интересы в госучреждениях, оплачивать счета. Сегодня почти все бытовые вопросы я могу решить на одном сайте — портале городских услуг. Мало кто знает, сколько услуг и сервисов можно получить, не выходя из дома. В электронном виде. Это особенно актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья, а их в Москве — около миллиона».
Сейчас Ксения сама помогает тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Входит в Общественную палату РФ и Координационный совет по делам инвалидов при мэре Москвы. Высказывает свои пожелания по работе сайта — и в мэрии к ней прислушиваются.
«Мы создавали портал с главной целью — предоставить услуги и сервисы, с которыми сталкивается любой гражданин, не выходя из дома, — рассказывает руководитель проекта по переводу госуслуг в электронный вид департамента информационных технологий Москвы Владислав Шишмарев. — Это актуально и для обычных людей, у которых нет времени на хождение по кабинетам, и для людей и с ограниченными возможностями. Наш портал побуждает все делать самостоятельно — через интернет».
Сайт городских услуг появился в столице в 2011 году. Сейчас им пользуется почти 5 млн москвичей. Каждый день — 250 тысяч человек. Один из самых популярных сервисов — оплата услуг ЖКХ.
«Уникальность нашего портала в том, что здесь собраны абсолютно все услуги, которые нужны для ежемесячной оплаты квартиры, — объясняет Владислав Шишмарев. — К примеру, почти у всех в домах сегодня стоят счетчики — на электричество, воду. Каждый месяц с них нужно передавать показания, по которым рассчитывается Единый платежный документ. Но теперь никуда ходить не надо. Достаточно один раз авторизоваться на сайте — и можно вносить данные со всех приборов учета. На все уйдет менее 2 минут. Как только ЕИРЦ рассчитает сумму для оплаты, электронную квитанцию можно получить на сайте в личном кабинете. Не нужно спускаться к почтовому ящику в подъезде, что опять же удобно людям с ограничениями. Тут же вы можете разобраться, за что вам начислили ту или иную сумму, и провести оплату. Так же через личный кабинет вы можете оплатить услуги МГТС и многое другое».
Популярен сайт и у молодых родителей. Через него можно прямо из дома решить вопросы по регистрации новорожденного ребенка, выплатам и пособиям. А когда малыш подрастет — записать его в детсад, школу и спортивную секцию. Достаточно найти в поисковике интересующее учреждение, заполнить специальную форму и приложить фотокопии документов, — их можно сделать на обычный смартфон.
Один из самых востребованных сервисов — электронный дневник, через который строится общение между учителем, ребенком и родителем. С начала года этот сервис набрал более 20 млн обращений.
«Чтобы портал был более удобным и понятным, в прошлом году мы полностью его обновили, — продолжает Шишмарев. — Учли пожелания москвичей. К примеру, сделали его более доступным для слабовидящих. Увеличили шрифт, а все услуги выделили большими квадратами. Нужную информацию найти несложно. Также на портале есть отдельный раздел для людей с ограниченными возможностями, где мы постарались собрать полезную информацию. Мало кто знает, что через сайт можно получить и специальные услуги — например, заказать социальное такси или зарегистрировать номер своей машины, чтобы получить право льготной парковки в центре города».
Как обещают в мэрии, количество электронных услуг будет расти — у москвичей они становятся все более популярными. Последнее новшество — возможность оформления через сайт социальной карты для школьников. Вскоре подобная опция может появиться и для студентов. Сейчас в электронном виде в столице доступно 132 услуги.