Что ставит на грань катастрофы отдельного человека, группу товарищей или целую страну? Как уловить дух надвигающейся беды, распознать ее знаки? А уж если что-то подобное случилось, где черпать энергию для спасения себя и близких? Ответы на непростые вопросы ищут и находят авторы этих книг.
Алексей Белокрыс «Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6»
Классика жанра: полярники, челюскинцы, покорители высот и широт... Станцию «Северный полюс — 1» после девяти месяцев дрейфа вынесло в Гренландское море, где она начала разрушаться. На помощь полярникам отправились ледоколы «Таймыр» и «Мурман». И ведь спасли! За всенародным ликованием осталась в тени гибель дирижабля «СССР-В6 Осоавиахим», посланного для снятия со льдины четверки Папанина: он сгорел под Кандалакшей, не пролетев и половины маршрута.
Гибель флагмана дирижабельного флота обросла слухами. К ней не раз обращались любители сенсационных расследований, однако истинные обстоятельства и причины катастрофы оставались за семью печатями. Приоткроем завесу: 900 часов налетал дирижабль, при пожаре погибли 13 человек из 19 бывших на борту. Историк дирижаблестроения Алексей Белокрыс, опираясь на десятки архивных документов, рассекреченных лишь недавно, выдвигает свою версию случившегося. По его мнению, экипаж так рвался скорее добраться до цели, что игнорировал предупреждение об опасности. Сейчас бы сказали: человеческий фактор. А тогда этим делом вплотную занялся НКВД. А это уже «фактор бесчеловечный»...
Феликс Разумовский «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!»
Для исследователя событий 100-летней давности Ленин — гениальный самозванец, вознесенный на самый верх силой русской смуты. Началась она не в 1917 году, а гораздо раньше. В деревнях с 1902-го шло яростное противостояние крестьян и дворянства, в 1905-м горели тысячи усадеб. Пропасть между элитой и низами разрасталась, чем не преминули воспользоваться большевики. Сыграл роковую роль и заговор генералов (Алексеева, Корнилова), выступивших за отречение царя, и последовавшая катастрофа России. Война империалистическая переросла в братоубийственную гражданскую, в которой силы белых были незначительны, но насилие со стороны Белого движения оказалось чрезмерным. Прав Деникин, сказавший: «Мы терпим поражение по причинам нравственным». Верхи и низы ненавидели, не понимали и не хотели понять друг друга, и под натиском этой нелюбви страна рухнула...
Вроде бы ничего нового в этих выводах не содержится. Но местами они выглядят как откровение.
Мэтт Хейг «Влюбиться в жизнь»
Английский журналист нашел лекарство от депрессии, которой страдал не один год. Дошло до того, что Хейг чуть не покончил с собой. И куда что делось? Сейчас он счастлив, любим и плодовит на книжки. А главной темой он выбрал все ту же депрессию. «Это состояние вроде спущенной шины, проколотое и статичное», — делится автор пережитыми ощущениями. Окружающие обычно этого не замечают. А человек молчит о своих страхах, пряча их глубоко внутри. Чего делать категорически нельзя! Потому что найти выход из этой вязкой темноты можно лишь делясь своими проблемами. Хотя бы с самим собой, излагая их на бумаге или читая о чем-то подобном. «Когда я узнавал о людях, преодолевающих отчаяние, то начинал чувствовать себя лучше», — признается Хейг. Депрессия обнажает то, что человек хочет скрыть.
Автор подробнейшим образом, шаг за шагом излагает, как следить за настроением и сопротивляться дурным мыслям, как научиться радоваться мелочам и отметать «глобальные неприятности», каковыми те при ближайшем рассмотрении вовсе не являются. В общем, еще один учебник жизни — и многим он не помешает.