
Противостояние российско-китайскому блоку в Арктике может стать самым серьезным испытанием для американской военной мощи и превратиться для Вашингтона в настоящий ночной кошмар. Так считает обозреватель американского журнала The National Interest Майкл Лайонс, выпустивший материал с говорящим названием: No, America Is Not Ready to Counter China and Russia in the Arctic («Нет, Америка не готова противостоять Китаю и России в Арктике»).
«Арктика – это регион, на который американские политики редко обращают внимание, но который играет ключевую роль в политике мировых держав», –говорится в материале Лайонса. При этом, убежден аналитик, Штаты сильно отстают от своих соперников.
Глобальное потепление на «крыше мира»
Американский эксперт напомнил, что глобальное потепление ведет к интенсивному таянию арктических льдов, что делает регион все более пригодным для добычи природных ископаемых, в частности – для разработки шельфовых залежей углеводородов. По разным оценкам, Арктика содержит от 13% до четверти мировых запасов нефти и газа.
Кроме того, отступление льдов делает более привлекательным и Северный морской путь. Дорога из портов Северной Европы в Токио через Суэцкий канал, по кратчайшему из южных маршрутов, составляет 11 тысяч морских миль. Если же плыть вдоль российского побережья, то преодолеть потребуется всего 6,905 тысяч миль. Иными словами, Севморпуть на 39% короче, а потому и выгоднее самого лучшего из ныне существующих морских маршрутов. Если направлять суда через Северный полюс, а затем западнее Гренландии, можно забрать значительную часть азиатских грузов, которые сейчас оправляются через Панамский канал на Восточное побережье США и в Европу.
«К несчастью для американских стратегов, Вашингтон сильно отстает от своих соперников», – подчеркивает американский обозреватель. В качестве аргумента Лайонс приводит численность ледокольных флотов, которыми располагают стороны.
У США сейчас имеются два ледокола. Такое же количество кораблей данного класса есть и у КНР. А вот российский флот уже располагает 40 ледоколами различных классов. Кроме того, Россия приняла масштабную программу по строительству еще 13 атомных ледоколов до 2035 года.
Для Штатов, по мнению Лайонса, ситуация осложняется еще и тем, что арктические амбиции есть и у Китая, который намерен принять участие в освоении региона и с этой целью уже провозгласил себя приарктическим государством.
«Противостояние в Арктике такому противнику, как Россия, влечет за собой целый ряд вызовов, однако перспектива совместного российско-китайского вызова интересам Соединенных Штатов в Арктике — это потенциальный техно-триллер и ночной кошмар, противостоять которому Америка совершенно не готова», –констатирует эксперт.
Вашингтон, как считает Лайонс, совершенно не готов бороться за «крышу мира»; более того – американские политики не до конца понимают и важность этого направления, и глубину американского отставания в этом плане.
Российский ледокольный флот: крупнее, круче, мощнее
Впрочем, мнение американского журналиста абсолютизировать не стоит. В строительство ледокольного флота Россия действительно вкладывает гигантские средства. В настоящее время успешно реализуется программа по строительству пяти атомных ледоколов проекта 22220. Головной корабль проекта, «Арктика», уже находится в опытной эксплуатации; на стапелях собираются еще три его систершипа: «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Ледокол «Чукотка» будет заложен в 2021 году. Эти корабли должны заменить однореакторные ледоколы советской постройки – «Вайгач» и «Таймыр», которые решено вывести из эксплуатации в середине 2020-х и двухреакторный «Ямал», который отправится на покой в 2027-м или 2028-м годах.
Ледоколы проекта 22220 – очень мощные и универсальные корабли. Их длина составляет 173 метра, а ширина от борта до борта – 34 метра. При водоизмещении в 33,5 тысячи тонн они способны взламывать лед толщиной до 2,8 метров, а их ядерные реакторы нуждаются в перезарядке раз в семь лет. Однако главной изюминкой ледоколов этой серии является изменяемая осадка. При прохождении тяжелых паковых льдов корабль может набрать воду в балластные цистерны, увеличив осадку до 10,5 м, а при подходе к мелководью или заходе в устья арктических рек – продуть их, поднявшись на два метра.
Помимо этой серии, Россия намерена построить еще три исполинских ледокола серии «Лидер». Эти корабли будут иметь водоизмещение в 70 тысяч тонн, длину корпуса в 210 метров и ширину в 47 м; их осадка будет достигать 13 метров, а толщина взламываемого льда – четырех метров. Фактически, это самые мощные из ледоколов, когда-либо построенных человечеством. По тоннажу, линейным размерам и мощи реакторов с ними могут потягаться только американские атомные авианосцы.
Первый из «Лидеров» будет заложен 28 сентября 2020 года. Резка металла для него уже произведена.
Север без льдов
И такие планы, разумеется, хороши всем, кроме одного: Арктика тает. С 1979 года, по данным спутников, регион потерял 40% площади ледовых полей и до 70% объема льда. В 2011 году группа ученых Норвежского полярного института под руководством океанолога Эрмонда Хансена сообщила результаты многолетних исследований: площадь паковых пятиметровых льдов в арктических морях сократилась с 28% от общей площади ледовых полей в середине 1990-х до нынешних 6%.
«Толщина многолетних льдов уменьшилась настолько, что приближается к толщине однолетних. При нынешних условиях они могут растаять за один летний сезон, - пояснял Хансен.
Летом 2012 года в Арктике была отмечена рекордна жара, практически полностью растопившая льды даже на Северном полюсе. В 2013-м ситуация с приходом аномальной, почти тропической жары повторилась. Затем последовали несколько холодных лет, но летом 2019-го Севморпуть полностью очистился от льда, хотя из-за тепловой инерции ледников обычно ледовый минимум в Арктике наступает только в сентябре.
В целом, несмотря на колебания погоды и отдельные флюктуации, тенденция понятна и не вызывает у ученых особых сомнений: к 2050 году Арктика полностью избавится от льда. Все льды, которые будут намерзать в течение зимы, будут таять с приходом весны.
Понятно, что 2050 год наступит отнюдь не завтра, и российские ледоколы еще могут пригодиться. Однако каким-то совершенно ультимативным преимуществом этот флот не выглядит.
Неожиданный союзник
Что касается российско-китайского сотрудничества в Арктике, то при всех взаимных симпатиях, которые Москва и Пекин демонстрируют друг другу, и общей нелюбви к Вашингтону – КНР и РФ придерживаются разных подходов к постледниковому будущему Арктики.
КНР, как и все другие «приарктические» страны, в том числе Индия, Италия, Сингапур и Южная Корея – хотела бы видеть Ледовитый океан как международные воды и общемировое достояние. Аналогичной позиции придерживаются и Штаты. Россия же смотрит на Севморпуть и шельфовые богатства как на свое национальное достояние.
Аналогичным образом оценивает ситуацию и Канада. Выступая жестким противником и конкурентом Москвы вопросе о разделе дна, Оттава точно так же не хочет видеть в Арктике проходной двор, и потому категорически выступает против международных зон и свободного доступа к ресурсам. Учитывая, что канадцы и раньше умудрялись вставлять американцам палки в колеса, например – десятилетиями саботировали экономическую блокаду Кубы, не исключено, что именно союз РФ и Канады станет тем камнем, на которые налетит коса американских амбиций.