Сейчас в разных концах города тикают 837 часов. Сотрудники службы следят за их внешним видом и исправностью работы.
- Точность, долговечность, красота - вот отличия хороших часов, - говорит ведущий специалист службы времени ОАО "Мосгорсвет" Сергей Гавриков. - И наша главная задача - облегчить их эксплуатацию, легко и быстро проводить ремонт.
Нынешние уличные часы не так уж сложны в обращении. В них винтики за колесики не заезжают, потому что все тут - сплошная электроника. Под циферблатом всего лишь пара лампочек и коробочек.
- Вот это источник питания, подсветка и непосредственно часовые мозги - электронный блок, - объясняет Сергей Гавриков. - Эта коробочка отвечает за точность хода и способна корректировать его по внешним факторам. Раньше, 10 лет назад, это был сигнал радиостанции "Россия", теперь - спутниковая система GPS. И если часы остановятся, программа сможет вновь восстановить их правильный ход.
Функция перехода на летнее и зимнее время тоже заложена в программе. Единственный во всей этой автоматике простой механизм - тот, что переводит стрелки.
- Он доставляется специально из Швейцарии, - говорит Сергей Гавриков. - У нас эти простые детали сейчас не делают: был единственный завод, да и тот давно развалился.
Внешний вид часов тоже прост и строг. Немного варьируются разметка циферблата и форма корпуса.
- По форме часы могут быть круглыми, квадратными или прямоугольными, - говорит начальник службы времени Валерий Волков. - Хотя круглые часы в советское время всем надоели, но сейчас мы снова вернулись к этой моде 80-х. Несмотря на стандарт, мы стремимся к некоему разнообразию.
Увидеть это разнообразие можно не везде. Часы устанавливаются в разных точках города, но по определенному плану. Место времени определяется рекламой, ведь стрелки часов тоже двигают торговлю.
- Часы располагаются совместно с рекламными блоками, - говорит Валерий Волков. - Ведь к рекламному щиту, под которым закреплены часы, внимания будет больше.
Тем не менее при особо навязчивом желании любой простой житель тоже может заказать часы себе на остановку.
- Это зависит от настойчивости - некоторые и звонят, и письма пишут, - говорит Валерий Волков. - Одна управдом написала аж в правительство Москвы, бумага пришла к нам, и вскоре часы в этом районе установили.
Новые уличные "ходики" могут бесперебойно работать в среднем три года - на обычном кислотном аккумуляторе. Городские часы связаны с системой уличного освещения, поэтому ночью батарея заряжается от включенных фонарей. Сбои в этой простой схеме возможны только в силу внешних факторов.
- Например, отключат питание сети или меняют опоры освещения, - объясняет Валерий Волков. - Но основная беда - это вандализм.
Хотя часы теперь защищают не простым, а оргстеклом, но и этот прочный материал умудряются пробивать насквозь. Самые большие потери времени происходят в периоды народных гуляний. Но и в будни ремонтным бригадам службы хватает работы. Правда, делать ее приходится в основном ночью.
- Днем работать невозможно из-за пробок, - говорят часовщики. - Да и ночью центр Москвы может быть заполнен часов до четырех утра. Мы выезжаем примерно в восемь вечера и за ночь едва успеваем выполнить все заявки.
У службы времени всего две суточные машины, работать в ночной дозор идут только самые романтические монтеры - таких немного.
- С кадрами у нас трудновато - всего 16 человек на весь город, - говорит Валерий Волков. - Условия труда непростые: все время на улице - и в дождь, и в снег. А зарплата небольшая - всего 15 тысяч рублей.
Но несмотря на трудности, в этом году сотрудники службы заведут в городе еще 200 часов и подарят городу еще немного времени.