О работе над таким оборудованием "Труд" уже писал, публиковался даже репортаж из лаборатории, где в свое время начал создаваться прибор - предшественник ОДСВ-1. Кстати, аналога этому оборудованию, видимо, нет: "Если бы что-то подобное существовало - было бы дешевле купить, чем разрабатывать самим, -подчеркивает главный конструктор прибора, заместитель генерального директора ВНИИТР, профессор Светлана Немцова.- Мы сейчас будем просто смотреть телевизор и ловить "скрытую рекламу". Но вы должны дать обещание - не сообщать читателям названия телеканалов. Дело в том, что "ловить с поличным", называть имена - это задача Минсвязи и находящегося в нем управления гостехинспекции. Мы - не уполномочены. Я просто показываю, как работает прибор..."
Пришлось дать обещание, хотя конкретизировать ситуацию, указать "адреса", признаюсь, хотелось.
Сам прибор выглядит очень просто: телевизор, небольшой ящик-детектор и компьютер. Включаем первую попавшуюся программу. Диалог в прямом эфире - тут все чисто. Но на первой же заставке перед рекламной паузой лампочка процессора замигала: есть "двадцать пятый"?
Сомнительный эпизод телеэфира автоматически заносится в память компьютера, остается только просмотреть запись, чтобы убедиться - прибор не ошибся. Данная заставка выдержана в миролюбивых зеленых тонах. Останавливаем один кадр за другим: картинка будто не меняется, и вдруг совершенно другой колер: всего один кадр - тюбик с четко прорисованным названием известного шампуня. И дальше снова череда зеленых картинок. Протяженность "запрещенной вставки" - всего сорок миллисекунд, заметить ее "невооруженным" глазом невозможно, но в этом-то и скрыта сила. Ко всему, что телезритель замечает, пропускает через сознание - он относится более ли менее критически. Здесь же, различаемая сетчаткой, но незамеченная сознанием информация ложится "на подкорку" безо всякого осмысления, как аксиома...
Человеческий мозг в состоянии относительно критично и осмысленно воспринять, как ни странно, целых 24 кадра в секунду. Именно с такой скоростью и крутится кино. Каждый дополнительный кадр, намеренно добавленный в эту секунду и выделяющийся по смыслу от остальных, - уже чистое зомбирование. Первые опыты по применению "дополнительного кадра" проводились в США в пятидесятые годы. В голливудский фильм двадцать пятым кадром врезали рекламу поп-корна, и люди после просмотра, как одержимые, давились в очередях за лакомством, спрос на которое прежде был вполне умеренным. Телевидение в отличие от кино было словно специально создано для скрытого доступа в подсознание. У нас в нем изначально установлен и до сих пор действует стандарт - 25 кадров в секунду, а в США и вовсе 30 кадров - монтировать скрытую информацию куда проще и удобнее, чем в кино.
Правда, уже через несколько лет после первых опытов по рекламному зомбированию использование таких методов воздействия на подсознание было официально запрещено и в Америке, и в странах Западной Европы. Запрещено использование "скрытых вставок" теперь и у нас - статьей 4 Закона о СМИ и статьей 10 Закона о рекламе. В том, что пока этот запрет мало где исполняется - мне с достаточной наглядностью пришлось убедиться.
...Переключаем на другую программу и смотрим обычный музыкальный видеоклип. Компьютер делает все новые и новые выписки. В короткой и довольно симпатичной песенке мы нашли четыре кадра с рекламой товаров и один - с адресом порносайта. На последнем останавливаюсь подробнее: неужели можно запомнить адрес, даже не видя его?
- Нет, конечно. Но когда вы потом увидите этот адрес где-то (хоть на столбе), подсознание включится - и вероятность того, что запомните с первого раза (и захотите посетить), будет высокой. То же касается телефонов: на скрытых вставках они часто встречаются. Посмотришь несколько раз такой клип, а затем достаточно увидеть краем глаза или услышать краем уха - и сразу впечатается в память, - поясняет консультант ВНИИТР, доктор биологических наук, академик Грант Демирчоглян.
Самый же распространенный, как мне показалось, на телевидении прием -когда в рекламу одного товара вставляется скрытая реклама другого. За пару часов я увидел десяток примеров. Производители рекламных роликов таким образом, надо полагать, получают реальные дивиденды. Интересно, например, знают ли люди, заплатившие за создание ролика про один из популярных сортов пива, что в него вмонтировано (я видел это своими глазами) еще три кадра про "Колу"?
Не лучше ситуация и с видеофильмами. В том числе и с западных лицензионных кассет. Из тех, что просмотрены во ВНИИТР, "тайные кадры" есть во многих. А это, кстати, значит, что проблема-то актуальна не только для нашей страны. Не случайно нашим прибором уже заинтересовались полтора десятка стран.
Но больше всего я был удивлен, когда обнаружилась врезка в выпуске новостей. Мы даже не собирались их смотреть, тем более что передавали запись с пресс-конференции довольно известного политика. И вдруг - однокадровая врезка белого цвета. "Это, быть может, просто брак монтажа",- предположила Светлана Немцова. "Даже если это случайность - все равно плохо", - возразил Грант Демирчоглян. "Такие белые или, наоборот, черные однокадровые врезки на подсознательном уровне привлекают внимание. Выходит, что это тоже из области "скрытого воздействия".
Кстати, по мнению большинства ученых, смотреть программы со скрытыми кадрами элементарно не безвредно для здоровья. "Если в фильме очень много "врезок" - могут заболеть глаза и даже развиться некоторые глазные патологии. Повышается утомляемость. У гипертоников возможны сердечные приступы, а у склонных к эпилепсии - припадки, - продолжает академик. - Массовые эпилептические приступы у детей-телезрителей были несколько лет назад в Японии при просмотре нового мультика (об этом "Труд" писал). Тогда за несколько минут в больницы попали почти 700 детей. Правда, дело было не в скрытой рекламе товаров, а в легкомысленном применении приковывающих внимание спецэффектов. Или сейчас в магазинах продается видеокассета для ускоренного изучения английского. Конечно, если человек знает, на что идет и добровольно покупает кассету с "25-м кадром", - тут криминала нет. Но, по нашим данным, после такой учебы многие вынуждены обращаться к врачам самого различного профиля.
Собственно, двадцать пятый кадр - это еще "цветочки". Современные цифровые технологии позволяют применять куда более изощренные приемы. Так, ОДСВ-1 обнаружил, что в одном из фильмов идет буквально параллельное повествование. Действие происходит в углу экрана. Действительно, зачем делать дополнительную врезку, если можно пустить скрытую информацию прямо в кадре? Доводилось слышать (правда, во ВНИИТР это подтвердить отказались), что подобные приемы уже использовались в предвыборных кампаниях. Вкратце это выглядит так: человеку, которого нужно "приподнять", дорисовывается заметный сетчатке, подсознанию (но не сознанию) нимб. А если нужно вызвать антипатию: раз в 25 кадров дорисовываются ему, скажем, клыки, как у вампира, или пускаются на заднем плане некоторые кадры с трупами животных... Результат понятен.
- Первый прибор для охоты за "25 кадром" мы поставим в Минпечати к концу декабря. Затем, если он заказчика удовлетворит, передадим еще несколько экземпляров. Кроме того, на наш взгляд, подобную аппаратуру должен иметь каждый телеканал. Ведь они же сами часто не знают, что показывают. Пусть перед трансляцией проверяют хотя бы видеоклипы и рекламные ролики, - считает Светлана Немцова.
- Это нужно еще и для того, чтобы избежать техногенного терроризма с телеэкрана,- уверен Грант Демирчоглян. - Кто иначе даст гарантию, что завтра в эфир не пойдет передача, содержащая установку: "прыгни в окно" или "убей соседа"?
Кстати, детектор подходит и для выявления скрытой визуальной информации в Интернете. Там ее, конечно, куда больше, чем на телевидении. И она вряд ли менее опасна, тем более что, по сообщениям электронных СМИ, в последние месяцы к обычным компьютерным электронным вирусам добавились паразиты нового поколения - психотропные вирусы, выводящие из строя не технику, а - посредством скрытых команд - психику человека.