Знаменитый молодежный лагерь «Артек» на неделю стал столицей детского и юношеского кино. Здесь уже в 24-й раз под руководством нестареющего капитана Грея — народного артиста СССР Василия Ланового — прошел международный кинофестиваль «Алые паруса». В течение недели артековцы не только посмотрели 18 игровых, 17 анимационных фильмов, но и сами постарались снять свое кино. И у них это получилось!
На торжественной церемонии закрытия фестиваля было показано восемь маленьких фильмов-экспромтов, которые дети из разных артековских лагерей сняли под руководством московских актеров, режиссеров, продюсеров. Некоторые из этих миниатюр — то уморительно смешных, то отчаянно грустных, но неизменно изобретательных и необычайно добрых — не грех было бы представить и в качестве курсовых работ студентов ВГИКа...
Но у генерального директора «Алых парусов» Ирины Громовой, ее друзей и добровольных помощников — художника Никаса Сафронова, каскадера Александра Иншакова, актеров Всеволода Шиловского, Андрея Соколова, Александра Домогарова, Натальи Гвоздиковой, Юрия Чернова, Сергея Баталова, Аристарха Венеса и многих других подвижников — нет такой задачи: готовить из юных артековцев будущих мастеров экрана. Главное, полагают они, — разбудить фантазию детей, приобщить их к миру творчества, научить понимать язык кино, язык искусства.
Селфи с Александром Домогаровым
Благо, задача эта (во всяком случае, на территории «Артека») вполне достижима — в знаменитом детском лагере отдыхают одаренные, восприимчивые ко всему новому дети, попавшие сюда благодаря своим знаниям, победам на школьных олимпиадах, а не финансовым возможностям своих родителей. В открытую продажу попадает только мизерный процент артековских путевок, за которые, впрочем, тоже идет конкурентная битва. Ведь «Артек» — не просто детский лагерь, это мечта для многих поколений наших детей.
Знаменитый детский лагерь на берегу Черного моря появился еще в 1925 году, то есть более 90 лет назад. Дети тогда спали в четырех больших брезентовых палатках, согревались огнем костров. В этом, конечно, была своя романтика, но она осталась в далеком прошлом. Сегодня «Артек» — это большой воспитательный, образовательный центр, своеобразное детское государство в нашем большом государстве. За год здесь отдыхает порядка 20 тысяч ребят. В «Артеке» есть свой автопарк, своя флотилия, свои пляжи, бассейны, музеи и много чего другого, о чем не расскажешь в рамках короткого репортажа.
Юные актеры Ярослав Ефременко («Золотая рыбка»), Анна Потебня («Тайна снежной королевы»), Илья Костюков («Уроки выживания») получили призы за лучшее исполнение детских ролей
За последние два года проведена основательная модернизация «Артека», на которую правительство РФ выделило 5 миллиардов рублей. Дети нынче живут в современных корпусах, оснащенных новой мебелью, кондиционерами, плазменными телевизорами, компьютерами последних моделей. В отрядах есть проекционные установки, большие киноэкраны, у которых в дни работы фестиваля прямо под звездным небом собираются и смотрят кино порядка 3 тысяч юных зрителей. Они же являются и судьями адресованного им кино. Поэтому вердикт Большого артековского жюри — это всегда объективная зрительская оценка конкурсных лент, своеобразный индикатор положения дел в детском кино.
Так, по результатам голосования всех артековцев «самой увлекательной» картиной оказалась «Овечка Долли была злая и рано умерла» в постановке режиссера (он же известный телеведущий) Алексея Пиманова. «Самым добрым» фильмом дети назвали американскую «Золушку» в постановке британского режиссёра Кеннета Брана. «Самым мудрым» фильмом признали военную драму «72 часа» в постановке Киры Ангелиной. А лавры «самого-самого» фильма, что равноценно присуждению Гран-при на «взрослых» фестивалях, достались «Коробке» режиссера-дебютанта Эдуарда Бордукова.
Эта картина, соединившая в себе увлекательность сюжета, заточенного на бескомпромиссном футбольном поединке, и остроту социального анализа («Коробка» посвящена взрывоопасной теме межнациональных конфликтов в подростковой среде), шла на всех артековских площадках под неизменные аплодисменты юных зрителей, которые сумели оценить глубину и позитивный заряд этой важной для нашего кино работы. Таким решением Большого артековского жюри организаторы фестиваля «Алые паруса» и дирекция лагеря могут гордиться.
Другое дело, что в целом фестивальная программа была не такой уж разнообразной и сильной. Из 11 конкурсных игровых картин только две ленты были иностранными. Не маловато ли для международного конкурса? Может, в этой ситуации было бы честнее проводить фестиваль российского кино? С другой стороны, три российские фильма — «Герой» Юрия Васильева, уже упоминавшиеся «72 часа» и «Золотая рыбка» Александра Галибина — были посвящены военной теме. Не многовато ли для небольшого конкурса, ведь наша жизнь так богата и многообразна, в ней есть место разным темам и краскам, а не только напоминаниям о трагических событиях прошлого.
Да и не все фильмы основной программы были ориентированы на детей и подростков — некоторые из них, как, например, та же военная драма «72 часа», изобилующая жесткими сценами насилия, снимались с прицелом на более зрелую аудиторию, чем юная артековская поросль. Но отборочная комиссия, как я понимаю, вынуждена была идти на эти и другие компромиссы, поскольку детского кино в России снимается, к сожалению, не так уж много.
Актер Сергей Баталов - давний друг «Алых парусов»
У нас по-прежнему не хватает киносказок, на экранах почти нет отечественной фантастики, давно не было «школьных» фильмов уровня «Чучела» Ролана Быкова и «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Поэтому фестивальная программа год за годом собирается с немалыми трудностями. Но руководство «Алых парусов» не теряет надежды, что нынешний Год российского кино подарит хорошие, специально снятые для детей и подростков фильмы, которые украсят экран 25-го, юбилейного фестиваля «Алые паруса». Он пройдет в «Артеке» ровно через год. Но готовиться к нему нужно уже сегодня.