В «Артеке» победой фильма «Коробка» завершился международный фестиваль детского кино «Алые паруса»
Знаменитый молодежный лагерь «Артек» на неделю стал столицей детского и юношеского кино. Здесь уже в 24-й раз под руководством нестареющего капитана Грея — народного артиста СССР Василия Ланового — прошел международный кинофестиваль «Алые паруса». В течение недели артековцы не только посмотрели 18 игровых, 17 анимационных фильмов, но и сами постарались снять свое кино. И у них это получилось!
На торжественной церемонии закрытия фестиваля было показано восемь маленьких фильмов-экспромтов, которые дети из разных артековских лагерей сняли под руководством московских актеров, режиссеров, продюсеров. Некоторые из этих миниатюр — то уморительно смешных, то отчаянно грустных, но неизменно изобретательных и необычайно добрых — не грех было бы представить и в качестве курсовых работ студентов ВГИКа...
Но у генерального директора «Алых парусов» Ирины Громовой, ее друзей и добровольных помощников — художника Никаса Сафронова, каскадера Александра Иншакова, актеров Всеволода Шиловского, Андрея Соколова, Александра Домогарова, Натальи Гвоздиковой, Юрия Чернова, Сергея Баталова, Аристарха Венеса и многих других подвижников — нет такой задачи: готовить из юных артековцев будущих мастеров экрана. Главное, полагают они, — разбудить фантазию детей, приобщить их к миру творчества, научить понимать язык кино, язык искусства.
Благо, задача эта (во всяком случае, на территории «Артека») вполне достижима — в знаменитом детском лагере отдыхают одаренные, восприимчивые ко всему новому дети, попавшие сюда благодаря своим знаниям, победам на школьных олимпиадах, а не финансовым возможностям своих родителей. В открытую продажу попадает только мизерный процент артековских путевок, за которые, впрочем, тоже идет конкурентная битва. Ведь «Артек» — не просто детский лагерь, это мечта для многих поколений наших детей.
Знаменитый детский лагерь на берегу Черного моря появился еще в 1925 году, то есть более 90 лет назад. Дети тогда спали в четырех больших брезентовых палатках, согревались огнем костров. В этом, конечно, была своя романтика, но она осталась в далеком прошлом. Сегодня «Артек» — это большой воспитательный, образовательный центр, своеобразное детское государство в нашем большом государстве. За год здесь отдыхает порядка 20 тысяч ребят. В «Артеке» есть свой автопарк, своя флотилия, свои пляжи, бассейны, музеи и много чего другого, о чем не расскажешь в рамках короткого репортажа.
За последние два года проведена основательная модернизация «Артека», на которую правительство РФ выделило 5 миллиардов рублей. Дети нынче живут в современных корпусах, оснащенных новой мебелью, кондиционерами, плазменными телевизорами, компьютерами последних моделей. В отрядах есть проекционные установки, большие киноэкраны, у которых в дни работы фестиваля прямо под звездным небом собираются и смотрят кино порядка 3 тысяч юных зрителей. Они же являются и судьями адресованного им кино. Поэтому вердикт Большого артековского жюри — это всегда объективная зрительская оценка конкурсных лент, своеобразный индикатор положения дел в детском кино.
Так, по результатам голосования всех артековцев «самой увлекательной» картиной оказалась «Овечка Долли была злая и рано умерла» в постановке режиссера (он же известный телеведущий) Алексея Пиманова. «Самым добрым» фильмом дети назвали американскую «Золушку» в постановке британского режиссёра Кеннета Брана. «Самым мудрым» фильмом признали военную драму «72 часа» в постановке Киры Ангелиной. А лавры «самого-самого» фильма, что равноценно присуждению Гран-при на «взрослых» фестивалях, достались «Коробке» режиссера-дебютанта Эдуарда Бордукова.
Эта картина, соединившая в себе увлекательность сюжета, заточенного на бескомпромиссном футбольном поединке, и остроту социального анализа («Коробка» посвящена взрывоопасной теме межнациональных конфликтов в подростковой среде), шла на всех артековских площадках под неизменные аплодисменты юных зрителей, которые сумели оценить глубину и позитивный заряд этой важной для нашего кино работы. Таким решением Большого артековского жюри организаторы фестиваля «Алые паруса» и дирекция лагеря могут гордиться.
Другое дело, что в целом фестивальная программа была не такой уж разнообразной и сильной. Из 11 конкурсных игровых картин только две ленты были иностранными. Не маловато ли для международного конкурса? Может, в этой ситуации было бы честнее проводить фестиваль российского кино? С другой стороны, три российские фильма — «Герой» Юрия Васильева, уже упоминавшиеся «72 часа» и «Золотая рыбка» Александра Галибина — были посвящены военной теме. Не многовато ли для небольшого конкурса, ведь наша жизнь так богата и многообразна, в ней есть место разным темам и краскам, а не только напоминаниям о трагических событиях прошлого.
Да и не все фильмы основной программы были ориентированы на детей и подростков — некоторые из них, как, например, та же военная драма «72 часа», изобилующая жесткими сценами насилия, снимались с прицелом на более зрелую аудиторию, чем юная артековская поросль. Но отборочная комиссия, как я понимаю, вынуждена была идти на эти и другие компромиссы, поскольку детского кино в России снимается, к сожалению, не так уж много.
У нас по-прежнему не хватает киносказок, на экранах почти нет отечественной фантастики, давно не было «школьных» фильмов уровня «Чучела» Ролана Быкова и «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Поэтому фестивальная программа год за годом собирается с немалыми трудностями. Но руководство «Алых парусов» не теряет надежды, что нынешний Год российского кино подарит хорошие, специально снятые для детей и подростков фильмы, которые украсят экран 25-го, юбилейного фестиваля «Алые паруса». Он пройдет в «Артеке» ровно через год. Но готовиться к нему нужно уже сегодня.