Накануне визита японских парламентариев в Москву в токийских политических кругах и СМИ вновь громко зазвучала тема мирного договора с Россией и в связи с этим - территориального спора вокруг четырех островов Южных Курил. Как поведала газета "Иомиури", премьер-министр Японии Коидзуми направил президенту Путину письмо, в котором настаивает на необходимости "прояснения обеими сторонами вопроса о суверенитете" над указанными островами.
В сообщениях из Токио замелькало и имя недавно ушедшего в отставку премьера Мори, встречавшегося этой весной в Иркутске с российским президентом. Выступая по телевидению, экс-премьер заявил, что на иркутском саммите была достигнута принципиальная договоренность провести консультации об условиях передачи островов Шикотан и Хабомаи. Мори добавил, что предложил Путину параллельно начать также консультации по двум другим островам - Кунаширу и Итурупу...
Однако нынешний глава правительства Коидзуми высказался в несколько ином духе: сейчас Токио не склонен рассматривать вариант первоочередного возврата двух островов, поскольку, по его словам, в таком случае "решение вопроса о принадлежности остальных может оказаться отложенным на неопределенное время". Ранее в парламенте Коидзуми уже заявлял, что Япония "твердо придерживается курса на то, чтобы подписать мирный договор с Россией на основе решения по всем Южным Курилам".
Идея возвращения японцам Шикотана и Хабомаи содержится в Московской декларации 1956 года, в которой выражалось согласие СССР в виде жеста доброй воли передать эти острова Японии после подписания мирного договора.
Комментируя высказывания японских политиков, заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков отметил, что Японии необходимо определиться с позицией по проблематике мирного договора, чтобы совместно продолжить конкретную работу. В России, сказал он, "с интересом наблюдают за проходящей в Японии дискуссией и отмечают различные мнения по этому вопросу". А что касается недавнего саммита в Иркутске, то, как заявил Лосюков, там "состоялся разговор об изучении возможности применения декларации 1956 года" и было решено продолжить обсуждение этой темы на уровне экспертов.