Очередная неприятность в российском большом спорте: совет ИААФ (Международной ассоциации легкоатлетических федераций), вопреки ожидавшемуся решению о полном восстановлении статуса российских легкоатлетов, отложил этот вопрос, и надолго. В прошлом номере «Труд» цитировал наших спортивных чиновников, заявлявших о том, что российская сторона выполнила все условия для допуска. Увы...
Оптимизм оказался преждевременным. Рабочая группа во главе с Руне Андерсеном дала совету ИААФ рекомендацию не восстанавливать Всероссийскую федерацию легкой атлетики в правах. Якобы WADA получило лишь часть затребованных им данных и образцов проб из московской лаборатории для передачи их 18 июня независимому органу по борьбе с негативными явлениями в легкой атлетике (AIU). И ожидает получения остальных 215 проб как можно быстрее. Но в том-то и дело, что время как раз работает против наших спортсменов, поскольку специальный совет ИААФ соберется теперь только в сентябре.
Разочарование было столь огромно, что громкими заявлениями разразились даже те ведущие российские легкоатлеты, из которых в обычной обстановке слова не вытянешь. А самая титулованная из наших действующих легкоатлетов Мария Ласицкене и вовсе в категорической форме потребовала ухода в отставку всего руководства ВФЛА. И она не одинока в своем гневе.
Ситуация крайне неприятная, а для ведущих наших легкоатлетов, можно сказать, трагическая. При этом всплывает много неясных, запутанных моментов. Из разговоров в кулуарах ВФЛА можно предположить, что в ближайшие неделю-другую многое определится. Возможно, произойдут кардинальные перестановки в руководстве. Так что через неделю можно будет говорить о более конкретных фактах, цифрах и фамилиях. А пока выделим три причины очередного конфуза российской «королевы спорта».
Первое. Деятели из ИААФ и некоторых других международных спортивных организаций до сих пор в большей мере доверяют не фактам и цифрам, а громким заявлениям британской и прочей англоязычной прессы. Информационная война продолжается.
Второе. Виктора Чегина давно уволили, но продолжают готовить спортсменов и получать за это зарплату люди «старой формации». Которые, пусть даже они не столь явно и демонстративно, как бывший ведущий тренер ходоков, всем показывают, что им закон не писан. И нынешнее руководство ВФЛА никак не может уволить с должностей тех наших наставников, которые кажутся подозрительными осведомленным людям из ИААФ. При аналогичных допинг-скандалах в Китае, Кении, Турции с подобными специалистами поступали жестко и бесцеремонно: их увольняли еще в самолете, когда команда после положительных проб спортсменов возвращалась домой. И в дальнейшем ни один из «тренеров-химиков» нигде не светился.
Третье. Руководство российской легкой атлетики при переговорах с ИААФ и другими международными организациями ведет себя не в полной мере аргументированно и недостаточно настойчиво. Глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин — человек грамотный и работоспособный, но легкая атлетика не совсем его специализация, ему трудно на равных разговаривать с такими асами «королевы спорта» и прожженными дипломатами, как Себастьян Коу или Свен Арне Хансен. К тому же Шляхтин должность президента ВФЛА совмещает с работой спортивного министра Самарской области, где много времени и сил отдает футбольным «Крылышкам» и хоккейной «Ладе». И вообще, в отечественной легкой атлетике это первый случай, чтобы спортивной федерацией страны руководил человек, работающий постоянно не в Москве, а в другом городе. Конечно, интернет сокращает расстояния, но живого непосредственного общения в таких делах никто не отменял. Даже всегда корректный министр спорта Павел Колобков заявил, что главе ВФЛА следовало бы почаще общаться с ведущими нашими атлетами. И добавил: «Будем обсуждать, насколько он (Шляхтин. — «Труд») уверен в том, что может довести ситуацию до логического конца».
Пока что ИААФ отложила рассмотрение вопроса о восстановлении ВФЛА в своих рядах до марта 2020 года, а в таком случае наши легкоатлеты рискуют пропустить не только летний чемпионат мира 2019 года, но и зимний чемпионат Европы 2020 года, да и к Олимпийским играм будут готовиться, находясь в состоянии неопределенности. Но руководители ВФЛА в кулуарных беседах обещают, что все-таки постараются восстановить российских легкоатлетов в официальном статусе (в том числе и как команду) перед чемпионатом мира в Дохе, который начнется 27 сентября.
Какой-то шанс «запрыгнуть в последний вагон» у нас есть. Но, во-первых, готовиться к главному старту года в состоянии, когда ты не знаешь, допустят тебя к турниру или нет, очень сложно и редко получается эффективно. Во-вторых, руководство ВФЛА и неделю назад заявляло, что 9 июня ИААФ «почти наверняка» решит вопрос в нашу пользу. Чем это закончилось, мы знаем.
А в это время
На фоне очередного провала в нашей легкой атлетике как-то не очень заметным оказался другой скандал. Двукратный олимпийский чемпион в сноуборде Вик Уайлд делает громкие заявления, что готов отказаться от выступления за сборную России и вернуться в США. Ситуация тоже довольно запутанная. Русский американец не получил допуск от Федерального медико-биологического агентства, не получает из-за этого зарплату, а также не имеет возможности выступать на международных соревнованиях, чтобы зарабатывать призовые за рубежом и премии в России. И при этом Вик заявляет, что австрийские врачи никаких проблем со здоровьем у него не нашли и признали его годным для выступления на международном уровне. Министр Павел Колобков уже заявил, что будет встречаться и с чемпионом-сноубордистом, чтобы решить его проблему.