Французские генералы, наследники былой воинской славы Бонапарта и де Голля, обращаются к своему президенту Макрону с призывом остановить распад любимой Франции. Они плачут горючими слезами, но власти Франции не спешат к ним с платком утирать слезы. В Елисейском дворце заговорили о «военном перевороте» и постарались заткнуть рты авторам челобитных. А ведь офицерам за державу обидно: в городах порядка нет, детей бьют, женщины боятся на улицу выйти, наркотрафик растет, бандиты правят бал... Может, старые вояки преувеличивают?
Журнал Valeurs actuelles имел неосторожность опубликовать в апреле первое коллективное обращение группы генералов высшего состава в запасе. Общественного взрыва никто тогда не ожидал. Под письмом свою подпись поставили 26 генералов, к ним присоединились еще 17 их коллег. Служивые люди обратились с призывом к президенту Макрону «защитить патриотизм». Устав молча наблюдать за тихой пропагандой мультикультурализма, разъедающего национальное самосознание гордой Франции, они пришли к неутешительному выводу: скоро страны, которой они присягали, не будет. И главная угроза идентичности и суверенитету Пятой республики исходит не извне, а изнутри!
По оценке профессиональных военных, в стране зреет гражданская война, набирают силу «исламисты и банды из предместий», а заодно и анархисты, проникающие в ряды мирных манифестантов. «Руководители республики должны найти смелость, чтобы устранить опасность и без колебаний применять существующие законы». По мнению генералов, мантры о расизме и деколонизации скрывают под собой отказ от национальной истории и основ государственности: «Их фанатичные проповедники хотят расовой войны. Лжетеории провоцируют рост напряженности и раскол в обществе на фоне роста насилия и появления территорий, где не действуют законы республики», — заключили военные. Тем, кто хоть раз гулял по ночному Сен-Дени, Клиши или около Северного вокзала в Париже, с этим трудно не согласиться. Однако президент Макрон резко осудил петицию сограждан в мундирах, а министр обороны Флоранс Парли назвала письмо «грубой политической махинацией». Министр внутренних дел Дарманен посоветовал недовольным военным не писать письма, а идти на выборы. В Генштабе пошли дальше, пообещав лишить подписантов званий, пенсий и орденов Почетного легиона (почти у всех генералов они есть). Кстати, 80-летний Кристиан Пикемаль, бывший командующий Иностранным легионом, уже лишен привилегий за участие в демонстрации против нелегальных мигрантов.
Тревогу Макрона и его министров можно понять. В письме есть такие строки: «В случае бездействия власти в дело вмешаются наши действующие товарищи, которым придется взять на себя опасную миссию по спасению соотечественников и наших ценностей». Президент опасается, что за «путчистами» скрывается суперпопулярная фигура бывшего начальника Генштаба Пьера де Вилье. Он ушел в отставку в 2017 году, как только Макрон, едва став главой государства, срезал и без того скудное содержание армии на 850 млн евро. Теперь рейтинг генерала повыше президентского...
И вот Valeurs actuelles опубликовал следующее послание — уже 1,2 тысячи действующих французских военных, которые осудили реакцию властей Франции на обращение отставных генералов. «Мы видим насилие в наших городах и деревнях. Мы видим, как противостояние сообществ закрепляется в пуб-личном пространстве. Мы видим, что ненависть к Франции и ее истории становится нормой. Наши старшие товарищи — бойцы, заслуживающие уважения, честь которых вы попирали в последние недели. Вы обращались с ними как с мятежниками, хотя их единственная вина в том, что они любят страну и оплакивают ее очевидное падение», — говорится в новом письме. «Действуйте, дамы и господа. Речь идет о выживании нашей и вашей страны», — многообещающе завершили офицеры.
Письмо подписали в сетях 200 тысяч человек, и это явно не конец истории. Согласно опросам, через неделю после публикации 58% французов заявили, что поддерживают военных. Наибольшей популярностью их обращение пользуется среди электората партий «Республиканцы» (71%) и «Национальное объединение» Марин Ле Пен (86%). Подавляющее большинство разделяют оценку военных по поводу того, что «французское общество находится в процессе распада» (73%). А 49% (полстраны!) полагают, что «армия должна вмешаться, не дожидаясь приказа, если придется гарантировать порядок и безопасность во Франции».
Мрачные прогнозы о неизбежном распаде Франции не новость. Еще в 2015 году в романе «Покорность» писатель Мишель Уэльбек смоделировал формирование в стране исламского правительства. Но французский истеблишмент поспешно отвергал подобные варианты развития событий. «Франция, — заявил тогдашний премьер-министр Мануэль Вальс после публикации «Покорности», — это не Мишель Уэльбек... Это не нетерпимость, ненависть и страх».
Но теперь о том же предупреждает уже не писатель, а сотни военных. Возложить венок к могиле Наполеона по случаю 200-летия со дня его смерти, как сделал церемонный Макрон, «примиряя» мигрантов с первым колонизатором, маловато. Премьер Жан Кастекс недавно признал, что террористическая угроза в стране остается крайне высокой, и напомнил о трех последних атаках. 16 октября прошлого года в пригороде Парижа 18-летний Абдулах Анзоров обезглавил учителя Самюэля Пати за то, что тот показал в классе карикатуры на пророка Мухаммеда. Спустя две недели мужчина напал на прихожан церкви в центре Ниццы, убив троих. 23 апреля выходец из Туниса зарезал женщину-полицейского под Парижем. Венком Бонапарту тут явно не отделаешься...
На фоне травли военных левыми партиями и правительством в поддержку их обращения первой высказалась глава «Национального объединения» Марин Ле Пен. Она считает петицию не призывом к восстанию, а констатацией происходящего в стране. «Они сказали, что необходимо применять законы, и я согласна с этим», — заявила главная соперница Эмманюэля Макрона на президентских выборах в 2017 году.
Тогда 40% военных, жандармов и полицейских голосовали в первом туре за нее. Сколько их будет через год, на очередных президентских выборах?