IT-технологии без стука вторгаются в нашу жизнь. Вот из последних новаций: налоговые уведомления теперь будут исключительно цифровыми, а онлайн-повестки призывникам депутаты приравняли к бумажным.
Не так давно в ходе мобилизационной кампании выяснилось, что система пребывает на уровне прошлого века, и военкоматы оказались не готовы к выполнению приказа Верховного главнокомандующего, причем выполнению точному и безошибочному. И вот теперь Госдума вознамерилась продвинуть эту историю на небывалый инновационный уровень. И для этого приравняла электронные призывные повестки к бумажным. Закон предусматривает и другие масштабные изменения в мобилизационной системе, которых, как говорят эксперты, не было со времен Великой Отечественной войны. Тем более удивительно, что закон был принят в такой спешке, что даже не все депутаты смогли в нем разобраться. Тем не менее дружно подняли руки за. Диссонансом прозвучало только предложение представителя КПРФ Нины Останиной: отложить обсуждение и подробно изучить законопроект. Но увы. К тексту парламентарии получили доступ за два часа до голосования во втором и третьем чтениях. По словам Дмитрия Пескова, документ пока не читал даже президент России.
Председатель комитета по обороне ГД генерал Картаполов достаточно обтекаемо разъяснил, что для реализации идеи будет создан некий государственный реестр. В нем сконцентрируют личные данные военнообязанных, включая место проживания и военно-учетную специальность. «Этот реестр позволит вносить изменения в личные дела военнообязанных без необходимости присутствия самих призывников, зачастую в автоматизированном режиме», — обнадежил генерал. Попутно данные со смежных государственных ресурсов также будут автоматически попадать в реестр военнообязанных.
«Повестка считается полученной с момента ее размещения в личном кабинете военнообязанного», — подчеркнул он.
А если адресат не заходил в свой кабинет на «Госуслугах», то, по словам Картаполова, «ничего с человеком не случится, если он в призывную кампанию, которая идет, не посмотрел, не нашел и не увидел эту повестку». Но тогда в следующую призывную кампанию призывник уже обязан в течение двух недель с момента ее начала сам явиться в военный комиссариат. Если он этого не сделает, то ему запретят выезд из страны и постепенно введут «другие ограничения».
Как говорится, мягко стелет, но не жестко ли будет спать? Эти «другие ограничения» в виде запрета на выезд из страны, лишения прав на регистрацию сделок и недвижимости и т. д., как уже оценили юристы, могут противоречить не только другим законам, но и Конституции страны. Но, судя по всему, такая мелочь в нынешней ситуации не может остановить народных избранников. Никто не задумывается и над тем, как и кто будет создавать этот реестр, какое там будет использовано оборудование и программы, насколько они будут защищены. Пока ничего этого нет. И по словам министра цифрового развития Максута Шадаева, реестр может быть создан в лучшем случает лишь к осени. Как он будет работать, одному богу известно.
Тем более никто не думает о тех многочисленных перегибах, которые обязательно возникнут в ходе его применения. Если у нас мобилизовывали и 65-летних, и инвалидов, и невоеннообязанных, то с цифровизацией число таких «ошибок» возрастет кратно. Опять потребуется ручное управление президента, публичная выволочка. Но дело даже не в этом. А в том, что выявить и оспорить эти ошибки будет гораздо труднее. Вот уж тут впрямь вы замучаетесь по судам пыль глотать.
Поясню на конкретном примере работы портала «Госуслуги». Мой родственник почти месяц не может выполнить элементарную операцию — временно зарегистрировать иностранца по месту жительства. 20 марта на «Госуслуги» в личном кабинете были загружены все необходимые документы: заявление, документ о праве собственности на квартиру, паспорт, миграционная карточка иностранца и т. д.
Через пару дней, как и положено, регистрация появилась в личном кабинете. Только паспорт иностранца указан совсем другой — не тот, с которым он приехал и который загружался на «Госуслуги» вместе с заявлением. Поход в отдел по делам миграции района Хамовники Москвы и слезная просьба (дяденьки, исправьте, пожалуйста ошибочку) ничего не дали. Мы, мол, к «Госуслугам» отношения не имеем, там автомат работает, что вы загрузили, то и получили. Примерно таков же был пространный ответ на официальную жалобу через «Госуслуги». Рекомендовали аннулировать полученную регистрацию и вновь подать заявление. Подали. Пришел ответ, что нет данных по квартире, хотя к заявлению они точно были приложены. Еще раз подали заявление, еще раз ответ в положенные сроки не пришел. И что теперь? Суд сканы электронных заявлений вряд ли примет: ему подавай бумагу, да еще с печатями. Каков итог?
Ошибка «Госуслуг» может стоить подателю заявления и иностранцу соответствующего наказания за несвоевременную регистрацию по месту пребывания. Опять же оспорить всю эту дребедень практически невозможно. Потому что с одной стороны практически бесправный конкретный гражданин, а с другой — обезличенный портал. Конечно, за всеми ошибками стоят конкретные чиновники. Но их ответственность сводится к нулю и спрятана за общим названием «Госуслуги».
Другой пример. В предыдущую кампанию по выборам в Госдуму я долго и муторно спорил с представителями сайта «Госуслуг», который почему-то лишил меня права голоса в ходе так называемого предварительного голосования. Но тогда хотя бы там были люди, с которыми можно было разговаривать. Выборы, понимаешь! Сейчас на все вопросы на портале отвечает робот, у которого на все один ответ: следуйте инструкции. А живого оператора можно ждать хоть полчаса, хоть час, у кого какое время есть. И далеко не факт, что дождешься.
В обществе достаточно нервно восприняли цифровую мобилизационную новацию и особенно темп ее введения. Сейчас надо ожидать очередной волны эмиграции, а для понауехавших это может стать сигналом к невозвращению. Безусловно, начнется также повальное переписывание имущества на родню, а также другие уловки, которые обязательно придумают люди, приученные властью к игре в кошки-мышки.
Тем временем апологеты нововведений заговорили уже о тотальной цифровизации. При этом наверху даже не думают о той немалой части общества, которая вообще не дружит с интернетом. Это и пожилые, и плохо видящие, и просто противники цифровых кодов. В частности, бывший советник президента по развитию интернета Герман Клименко предрек то недалекое будущее, в котором аккаунт в «Госуслугах» будет выдаваться вместе с паспортом и действовать чуть ли не пожизненно.
Движением в этом направлении стал перевод в «Госуслуги» налоговых уведомлений. В настоящее время немалое число граждан предпочитают общаться с налоговиками по почте. Так больше шансов избежать тотальных ошибок, которыми эта служба грешит. Я лично отказался от цифровых услуг ФНС много лет назад, после многочисленных налоговых уведомлений на проданные автомобили, сыпавшихся в личный кабинет регулярно, как смена времен года. Оспорить их было делом крайне муторным. Всякий раз налоговики оправдывались обновлением технической базы или программного обеспечения. Последней каплей стало то, что ФНС в один прекрасный день вдруг переселила меня в другой район Москвы и попыталась взять налог с давно проданной квартиры. Другой почти неразрешимой проблемой стало возвращение налогового вычета за лечение и покупку недвижимости. С этим сталкиваются многие.
Сейчас, говорят, ошибок стало меньше. И тем не менее, если ФНС перейдет на уведомления в «Госуслугах», я всерьез подумаю о том, чтобы удалить свой аккаунт. Не хочется невзначай пропустить такое уведомление и стать налоговым преступником. Ведь с властью шутки плохи. Чиновники не слушают никого и не слишком уважают закон. Доказать, что ты не вор, а лишь плохо подкованный по части интернета гражданин, будет трудно.
Цифровизация — вещь, наверное, хорошая и где-то прогрессивная. Но только в том случае, если все работает исправно и с учетом нюансов. Вот, например, знаменитая цифровизация в столице, где состоялся переход на электронные медицинские карты, привела к тому, что немалое количество граждан теперь лишены информации о своих диагнозах, анализах и обследованиях. Даже скорая помощь, приезжающая на вызов, не сообщает диагноз, не информирует о проведенном лечении. Все в электронной медкарте, говорят врачи какому-нибудь ветерану, который о цифровизации ни сном ни духом.