Скандал, разгоревшийся из-за отличий составов товаров, предназначенных для реализации на российском и европейском рынках, обрастает новыми подробностями. В полемику включилось «Роскачество», заявившее, что выявленные несоответствия необязательно жульничество, они могут являться следствием выполнения национальных требований и регламентов.
Скандал начался с заявления Федеральной антимонопольной службы, в котором она уличила двух производителей популярного стирального порошка и производителя шоколада в действиях, имеющих признаки намеренного введения потребителей в заблуждение. Суть в том, что состав произведенного в России порошка и шоколада заметно отличался от того, что поступает на рынки европейских стран. И, как нетрудно догадаться, отличался не в лучшую сторону.
Это заявление только подтвердило подозрения путешественников, пересекавших границы России и лично имевших возможность сравнить свойства многих товаров и продуктов, продающихся там и здесь под одними брендами, но имеющих разные свойства. Странным образом получается, что импортное мыло лучше моет, порошок — стирает, а шоколад вкуснее. Теперь понятно почему.
В пяти видах очень популярного в нашей стране шоколада (между прочим, претендующего на звание премиального) между российскими и импортными образцами было выявлено расхождение по более чем 10 органическим кислотам. Причем в ряде случаев несоответствия достигали показателя в десятки процентов. То есть название у продукта — что в Европе, что в России — одно и то же, а состав разный.
Аналогичная ситуация и со стиральными порошками: у российских и европейских образцов существенно отличаются показатели пенообразования и моющей способности, в результате чего рекомендованная производителем дозировка порошка на одну стирку в нашей стране оказалась в 1,5-2 раза выше, чем в Польше или Германии. Получается, под одним и тем же брендом продают два разных товара?
ФАС предписала попавшим под проверку производителям стиральных порошков и шоколада или устранить в 30-дневный срок выявленные нарушения, воспроизведя на российских фабриках идентичный европейскому состав, или снабдить упаковку ясно читаемой надписью о том, что товар, созданный для российского рынка, отличается от продукции бренда, продвигаемой на других рынках.
К полемике на этой неделе подключилось «Роскачество», причем на стороне компаний, продукция которых вызвала вопросы со стороны ФАС. Так, по словам представителя «Роскачества», расхождения в составах товаров, созданных для разных рынков, может и не иметь связи с желанием ввести потребителей в заблуждение, а являться следствием действия тех или иных национальных норм и регламентов.
Что ж, такое объяснение имеет право на жизнь, ведь по количеству разного рода предписаний, положений и норм у нашей страны мало конкурентов в мире. Но тогда возникают другие интересные вопросы. Во-первых, неужели специалисты ФАС, делая выводы в отношении трех крупных транснациональных компаний, не изучили перед этим суть вопроса и нормативную базу? А во-вторых, что же это за нацио-нальные особенности и нормы, требующие от нас сыпать стирального порошка вдвое больше, чем европейцам?
Не лучше ли пересмотреть наши нормативы, а не искать объяснений тому факту, что тот же порошок в России не стирает, паста не чистит, а шоколад оскверняет вкус?