
Мы до последнего опасались, что 42-й Московский международный кинофестиваль – единственное на российском пространстве кинособытие мирового класса «А» – сорвется из-за пандемии. Нет, устоял. И более того, принес немало ярких открытий.
Главное из них – фильм режиссера Андрея Зайцева «Блокадный дневник», которому, соответственно, достался и главный приз. Лента оказалась самой важной по содержанию в конкурсе, и именно это повлияло на решение жюри, о чем сказал его председатель Тимур Бекмамбетов. Черно-белый фильм достоверно передает обстановку в первую блокадную зиму. Кинохроники этого периода почти не сохранилось, и авторы постарались как можно точнее следовать свидетельствам очевидцев. Все же наиболее интересным фильм кажется не там, где рассказывается о блокадных трудностях, которые героиня преодолевает по пути (эти кадры выглядят немного однообразными, поскольку все актеры закутаны до глаз), а в игровых сценах в прологе фильма, когда немцы стреляют по Питеру, и в конце – когда отец героини в разговоре с ней делится своими мыслями о блокаде.
Кроме «Дневника», в конкурсе наиболее яркими оказались не отмеченные наградами фильм корейца Ким Ки Дука «Растворяться», снятый в Казахстане с казахскими актерами, и картина Валерия Тодоровского «Гипноз». «Растворяться» – история двух девушек-близняшек, забавная иллюстрация двойственности человеческой природы, в которой уживаются добро и зло. «Гипноз» больше похож на психологический триллер – герой фильма, школьник, считает, что гипнотизер заставил его совершить преступление.
Из внеконкурсных картин наибольшее впечатление произвели польский фильм «Тело Христово» (реж. Ян Комаса), российский военный фильм из конкурса стран БРИКС «Красный призрак» (реж. Андрей Богатырев) и французская комедийная мелодрама «Наркомама» с Изабель Юппер в главной роли (реж. Жан-Поль Саломе).
«Тело Христово» – польский кандидат на «Оскар» 2020 года, по правде сказать, больше его заслуживающий, чем награжденный Американской киноакадемией фильм «Паразиты». Герой картины, бывший заключенный, выдает себя за ксендза и, исполняя новые обязанности, все больше вживается в роль проповедника, находя в этом свое призвание. Картина впечатляет ярким психологизмом отдельных сцен и глубиной затронутых проблем – словом, всем лучшим, что отличает польское кино.
Российский фильм «Красный призрак» сделан в необычном жанре. Это своего рода вестерн из эпохи Великой Отечественной войны, где действует неуловимый мститель-одиночка, этакий Робин Гуд, помогающий нашим солдатам. В силу жанра в фильме много места занимают перестрелки и бои. Обычно такие картины отличаются некоторой условностью, но здесь все сделано убедительно, так что работа смотрится на одном дыхании и заставляет переживать за героев. Говорят, что «Красный призрак» продан уже в 100 стран. Будем надеяться, что скоро увидим его и на наших экранах.
«Наркомама» – тонкая французская комедия о переводчице с арабского, которая, работая в полиции, сама пытается заработать на брошенной партии наркотиков. В фильме с юмором показан срез современной парижской жизни и ее колоритные представители – арабы и китайцы. А Изабель Юппер изображает француженку, не теряющую самообладания в любой ситуации. Кстати, «Наркомаму» оценили и сами французы – фильм уже месяц является лидером национального проката.
Еще несколько внеконкурсных фильмов хочется отметить. Это «Гагарин» – о том, как жители многоэтажки на окраине Парижа пытались спасти ее от сноса; «Ночной конвой» – трое полицейских везут депортированного в аэропорт, мучаясь дилеммой: выполнить приказ или отпустить несчастного на свободу. «Обыкновенная страсть» рассказывает о несчастной любви французской учительницы к женатому русскому, причем любовника играет известный балетный танцовщик Сергей Полунин. В фильме убедительно изображены переживания героини, а Полунин создает забавный образ русского мачо. Симпатичен и трогателен герой фильма «Дни моей славы» – актер-неудачник, которому не везет ни в работе, ни в личной жизни, но он старается воспринимать провалы с улыбкой и даже пробуется на роль генерала де Голля в юности.
Не обошлось, конечно, и без разочарований. Не оправдали ожиданий, например, разрекламированные критиками картины «Новый порядок» Мишеля Франко (Мексика) и «Спайс бойз» Владимира Зинкевича (Белоруссия). Несмотря на приз жюри Венецианского кинофестиваля, фильм Франко – набор смачных сцен насилия и убийств богачей бедняками – не содержит каких-то глубоких выводов. То же самое можно сказать про картину «Спайс бойз», где, как показалось, натурализм для режиссера вырос из средства подчеркнуть смысл фильма – наркотики есть зло – в самоцель.
Вот лишь некоторые из фестивальных лент, на которые зрителю стоит (или, наоборот, скорее всего не стоит) обратить внимание. В целом, считаю, Московский фестиваль, несмотря на все коронавирусные ограничения, отсутствие привычного множества гостей и развлекательных мероприятий, свою главную, просветительскую миссию выполнил.