На Александровской колонне посреди Дворцовой площади в Петербурге увековечена работа французской художницы Элизабет Виже-Лебрен. Труды знаменитой портретистки можно видеть в лучших музеях мира, включая Эрмитаж (ее портреты украшают парадные залы второго этажа). И вот, как оказалось, одна из картин удивительным образом запечатлена на барельефе Александровской колонны в Петербурге. Об этом открытии «Труду» рассказала литературовед Элеонора ЛЕБЕДЕВА.
— Французская художница Элизабет Виже-Лебрен — первая портретистка погибшей на эшафоте королевы Марии-Антуанетты, — объясняет Лебедева. — Шесть лет она прожила в России, написала здесь полсотни портретов знати и особ царствующего дома, сама себя называла «русской парижанкой». Покидая Петербург в 1801 году, она со слезами на глазах прощалась с императором Александром и императрицей Елизаветой, надеясь вернуться в Россию, которую считала своим вторым отечеством. Не получилось. Лишь в 2004 году произошло ее возвращение к нам: впервые был издан перевод русской части ее мемуаров.
Свои воспоминания художница продиктовала племяннику, когда ей было уже 80 лет. Еще при ее жизни они были не раз изданы во Франции, да и сегодня читаются с неослабевающим интересом. Ее описания предреволюционной Франции историки учитывают как документ эпохи и состояния умов накануне «светопреставления» (так ее отец художник Луи Виже называл грядущую революцию). Художница принадлежала к поколению людей, переживших то, о чем Пушкин писал так: «Игралища таинственной игры, / Металися смущенные народы, / И высились и падали цари, / И кровь людей то славы, то свободы, / То гордости багрила алтари». К ней самой можно применить пушкинские же слова: «Так дуновенья бурь земных и нас нечаянно касались».
— Действительно, общие беды Европы задели ее по касательной, — рассказывает Элеонора Лебедева. — Она не стала свидетельницей казни любимой королевы, покинув Париж при первых признаках революционного террора. Жила в Европе и во Францию вернулась уже по приглашению императора Наполеона...
Покинув Россию в 1801 году, Виже-Лебрен не раз добрым словом поминала свою вторую родину. Шли годы. Русские вступили в Париж, но отнюдь не как оккупанты. Дату их вступления — 31 марта 1814 года — пишет на щите изображенный на ее картине «гений императора Александра I». Художница так и назвала картину и подарила ее русскому царю в Париже.
Элеонора Лебедева рассказывает, что Виже-Лебрен молилась на пасхальной литургии, устроенной Александром I 10 апреля, к изумлению парижан, на месте казни Людовика XVI, Марии-Антуанетты и многих тысяч французов. Русский царь очищал Париж от пролитой в нем крови сограждан! Интересно, что в образе написанного художницей античного гения соединились юные черты Александра и его супруги Елизаветы, духовной красотой которых «русская парижанка» была очарована много лет назад в России. Она сожалела, что не успела тогда написать их в исторических костюмах.
Сегодня каждый, кто рассматривает Александровскую колонну на Дворцовой площади, может вслед за Элеонорой Лебедевой убедиться: Николай Павлович, лично опекавший создание памятника Александру I, очень хорошо знал работу Виже-Лебрен и учел ее, так что знаменитая французская художница, сама того не ведая, внесла свой вклад в создание памятника Благословенному, которого глубоко почитала всю жизнь.