В своем указе президент РФ порекомендовал назвать одну из столичных магистралей в честь Солженицына. Где появится такая улица, пока не известно, это решится осенью.
Обычно названия в честь знаменитостей дают новым улицам, которые находятся в строящихся районах на окраинах. Но давать задворкам имена великих людей не очень правильно. Поэтому для Солженицына могут сделать исключение и переименовать одну из центральных трасс.
- Улицу переименовывают, если есть повторяющиеся названия, - пояснила секретарь Московской комиссии по наименованиям улиц Наталья Кельцева. - Так было, к примеру, с улицей Станиславского, которая появилась в центре на месте Малой Коммунистической улицы. Чтобы люди не путались: Малая Коммунистическая, Большая Коммунистическая...
Правда, по городскому закону мемориальное название не может быть присвоено улице сразу после смерти человека. Должно пройти минимум десять лет, чтобы время проявило его истинный вклад в историю. Москва лишь однажды нарушила этот закон: в 2004 году, когда было принято решение назвать именем президента Чечни Ахмата Кадырова улицу в районе Южное Бутово. Тогда был издан соответствующий указ президента России, который выше городских законов и является обязательным к исполнению. Такая же история с Солженицыным. Дмитрий Медведев рекомендовал назвать в честь этого деятеля столичную магистраль.
Городские депутаты решили не дожидаться очередного указа сверху и переписать местный закон. По словам спикера Мосгордумы Владимира Платонова, уже осенью в него внесут поправки. "Жизнь показала, что в некоторых случаях присвоение улице имени деятеля в более ранние сроки ни у кого не вызывает спорных вопросов", - считает Платонов.
ОПРОС
КАКУЮ УЛИЦУ НУЖНО НАЗВАТЬ ИМЕНЕМ СОЛЖЕНИЦЫНА?
Мария Арбатова, писательница:
В столице масса одноликих названий, например несколько улиц под названием "8 Марта". Можно взять любую из подобных и назвать в честь известного писателя. Но зачем менять бездействующий закон, я, честно говоря, не понимаю. Ведь в Москве уже и так есть улица имени Кадырова, со дня смерти которого явно не прошло 10 лет.
Виктор Шендерович, журналист:
Я бы, наверное, переименовал проспект Андропова или станцию метро "Войковская". Но при огромном уважении к фигуре Солженицына не являюсь сторонником изменения законов "под человека". Есть множество других способов увековечить имя столь значимого человека - устраивать большие конференции по "Архипелагу ГУЛАГ", создавать мемориальные доски.
Игорь Трунов, адвокат:
Я считаю, что ничего переименовывать не нужно. Тем более если это требует изменения законов. Наша законодательная система оставляет желать лучшего. И если использовать для ее изменения столь благовидные предлоги, в скором времени под этим же соусом будут проводить и явно нелегальные изменения в законодательстве.