Принятие резолюции все откладывалось и откладывалось. Тщательно обсуждалось каждое слово. Ведь речь шла об историческом шаге. Разделение Церкви в результате трагических событий минувшего века было болезненным и глубоким. Оно усугублялось многими обстоятельствами, взаимными обидами и непониманием. Преодолеть вековую рознь очень непросто. Но именно сейчас появился для этого реальный шанс.
Перемены в нашей стране открыли путь к национальному и духовному единству народа. И на Родине, и за ее пределами. А строителями этого пути стали многие люди. И патриарх Алексий, и президент Путин, и глава Зарубежной Церкви митрополит Лавр, и огромное количество священнослужителей, простых верующих.
Мне доводилось бывать в кафедральном храме Сан-Франциско, где проходит сейчас Всезарубежный Собор. Запомнилась встреча со старейшим священником этой церкви - китайцем по национальности. Он принял русское православие, детей своих крестил и назвал русскими именами. Однако никогда не был в России. Но мечтал о том, что если и не ему, то хотя бы детям удастся прикоснуться к истокам и святыням русского православия. Что ж говорить о русской эмиграции, хранившей на чужбине вместе с верой любовь к Родине. А ведь теперь, как точно заметил в эти дни один из московских священников, появилась возможность укоренения здесь, в России, тех духовных идеалов, тех ценностей, носителями которых всегда осознавали себя вынужденные русские эмигранты, изгнанники ХХ века. Конечно, хорошо понимают это и люди, собравшиеся в кафедральном соборе Сан-Франциско.
- Если в этот судьбоносный момент мы не решимся на единство, мы этим покажем, что не желаем разделить судьбу Русской Церкви в тот момент, когда она поднимается из пепла, - сказал в своем выступлении на Всезарубежном Соборе архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт).
Он весьма влиятельный иерарх Зарубежной Церкви. И выступление его было не только одним из самых ярких, но и характерным для атмосферы Собора. Несмотря на ожесточенные атаки противников единства Русской Церкви, большинство делегатов так же, как и верующие в России, были настроены на восстановление церковного единства.
- Очень надеюсь, что я и мой брат, который в Москве, будем вскоре причащаться из одной чаши - это для нас имеет огромное значение, - говорил участник Собора Георгий Никольский, сын и внук русских священников. - Я не хочу, чтобы Зарубежная Церковь превратилась в засохшую ветку Русской Православной Церкви.
И вот оглашаются результаты голосования. Подавляющим большинством голосов Всезарубежный Собор принял резолюцию "по вопросу уврачевания раны разделения внутри Русской Церкви". Против высказалось менее 5 процентов делегатов. А участвуют в Соборе 11 архиереев, около 150 клириков и мирян Русской Православной Церкви Заграницей, представляющие все епархии РПЦЗ в разных странах и континентах.
Конечно, остаются еще некоторые спорные вопросы. В частности, об участии Русской Церкви во Всемирном совете церквей, против чего выступают "зарубежники". Но эту проблему вполне можно было бы обсуждать и решать в рамках единой Поместной Церкви.
Окончательное решение должен принять Архиерейский Собор Зарубежной Церкви, который состоится в Сан-Франциско 15-19 мая. Но принятая Всезарубежным Собором резолюция имеет принципиальное значение, так как выражает мнение всей Зарубежной Церкви.
"Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви - между ее частями во Отечестве и за рубежом, - говорится в резолюции. - ... Мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви... Преклоняясь пред подвигом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных как Русской Зарубежной Церковью, так и Русской Церковью во Отечестве, мы видим в них тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление чаемого всеми церковного единства".