Сразу после выборов снова пошли разговоры о скорой пенсионной реформе, которую федеральные власти уже готовят больше года. Называется реформа «Стратегией развития пенсионной системы». Ее концепцию несколько раз собирались предъявить стране, да все откладывали, последний раз до «после выборов», чтобы не нагнетать страсти.
Теперь, похоже, стратегия согласована, но нет ясности, кто ее будет реализовывать. Нынешнего монстра — многопрофильное Минздравсоцразвития — предполагается разделить как минимум пополам. Ожидаются и кадровые перемены. Вот и помалкиваем.
Хотя обсуждать кардинальные перемены в такой наиважнейшей сфере, которая касается всего населения, лучше именно в период междуцарствия, на развилке. Как минимум по основным вопросам: повышать ли пенсионный возраст, сохранять ли накопительную систему. Должны ли слуги народа — депутаты всех уровней — иметь пенсионную систему лучше той, которую они устанавливают для самого народа? И так далее.
Сам себе копилка
Один из ведущих отечественных экономистов, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что пенсионный возраст нужно повышать, а от нынешней распределительной пенсионной системы отказываться в пользу накопительной. «Чтобы лица старшего возраста, — пояснил патриарх отечественных либералов, — могли сами влиять на размеры своих доходов на склоне лет». Похожий довод приводил бывший министр Михаил Зурабов, но его «письма счастья» будущим пенсионерам оказались филькиной грамотой.
Другой авторитетный экономист, первый зампред
Тем временем рабочая группа по подготовке пенсионной стратегии не исключает вариант повышения пенсионного возраста до 63 лет — в целях ликвидации дефицита Пенсионного фонда. Но предлагают рубить хвост по частям: мужчинам ежегодно оттягивать срок выхода на пенсию на три месяца, женщинам — на полгода. А досрочный уход на пенсию тех, кто трудится в тяжелых и вредных условиях, обеспечить дополнительными отчислениями работодателей — и у них появится стимул к сокращению таких рабочих мест.
Предлагается также программу софинансирования пенсий сделать практически обязательной — по умолчанию. То есть в ней будут задействованы все россияне, кроме «отказников» — тех, кто напишет специальное заявление о своем нежелании переводить часть своей зарплаты на личный пенсионный счет. Тот печальный факт, что инфляция ежегодно съедает эти пенсионные накопления, разработчиков стратегии ничуть не смущает.
Утверждение, что в России невозможно повышение пенсионного возраста, потому что мы не доживаем до него, опровергают статистикой: средний возраст «дожития» россиян после выхода на пенсию составляет 17 лет. Правда, в Европе он равняется 23 годам, в Японии — 25. А потому какая нам радость от информации, что нынешние российские пенсионеры — самые молодые в мире? К чему сравнения с Германией, где выход на пенсию определен в 65 лет?
По одежке протягивать ножки
Однако посмотрим и на другую сторону медали: цивилизованная Европа — увы — уже начинает затягивать пояса. Даже в немецком благополучии намечаются трещины, и с нынешнего года пенсионный возраст там начнет постепенно — по месяцу за год — повышаться. Вплоть до 67 лет. Та же картина во Франции: после ожесточенных споров там с 2010 года пенсионный возраст поднят с наших 60 до 62 лет. Именно принудительное продление трудового стажа, видимо, станет основной причиной поражения президента Николя Саркози на нынешних выборах — французы не простят ему снижения уровня жизни.
В России эта тема тоже считается одной из самых горячих: социологические опросы показывают, что 98,6% россиян против повышения возраста выхода на пенсию. И Владимир Путин уже заявил, что не намерен повышать пенсионный возраст. Зато будет продолжено увеличение размера пенсий. И не только их. Эксперты Высшей школы экономики подсчитали: социальные обещания, данные только что избранным президентом в период выборной кампании, обойдутся бюджетной системе страны в 1,2–1,3% валового внутреннего продукта (ВВП) ежегодно. Или в 700 млрд рублей — в ценах 2011 года. Минфин оценивает будущие дополнительные траты дороже — в 1 трлн
А если они
Раздавать деньги или вкладывать?
У нашей страны пока еще есть немалые резервы для поддержания нынешнего уровня социального обеспечения и даже заметного его повышения. Если, к примеру, нынешнюю российскую производительность труда поднять хотя бы до среднеевропейского уровня (в
Но все это тоже требует немалых затрат, прежде всего государственных — бюджетных. А где их взять, если на социальную сферу страна тратит все больше и больше средств, но расходуются они зачастую крайне неэффективно?
Это относится и к пенсионной сфере. Отдадим должное: в последние годы здесь наведен элементарный порядок, налажен строгий учет, ликвидированы задержки пенсий. Пора переходить к следующему этапу: продуманному реформированию всей системы. С открытым, гласным обсуждением различных точек зрения, учетом международного опыта, собственных достижений и ошибок.
Потому что рано или поздно все там будем.