Увидеть Крым «хоть одним глазком» всегда мечтали россияне. И часто ездили сюда — с тех самых пор, как императрица Екатерина Вторая своим манифестом 1783 года увековечила «присоединение Крымского полуострова, острова Тамани и всея Кубанской стороны к России». И почти сразу стали появляться картинки с видами удивительной черноморской Тавриды и ее городов — рисунки, гравюры, акварели. А с рождением светописи — и фотографии.
Но настоящий «крымский бум» случился во второй половине ХIХ века, вскоре после окончания Крымской войны 1853-1856 годов. Сильнее всего пострадал в ней Севастополь. Как правило, именно с него, города русской славы, и начинались поездки в Крым соотечественников и зарубежных гостей. В том числе фотографов.
Чему свидетельством — открывшаяся в Строгановском дворце Петербурга, филиале Русского музея, выставка «Крым в фотографиях 1880-1910 годов». Она открывает цикл ретроспективных вернисажей «Путешествие по Российской империи», благодаря которому впервые в таком контексте и столь масштабно демонстрируются собранные музеем документы давно минувшей эпохи.
Федор Орлов, Иван Барщевский, Владимир Машуков, Иван Ностиц, Стани-слав Райниш — имена этих фотомастеров, ныне несправедливо подзабытых, гремели когда-то на всю Россию. Во многом благодаря им мы сегодня имеем возможность снова увидеть Крым тех времен, когда там бывали Толстой и Чехов. И еще раньше — времен его возрождения после опустошительного военного разорения.
Здесь и знаменитый Свято-Никольский храм-пирамида, возведенный в 1870 году на северной оконечности Севастополя. На стенах храма — доски с названиями всех частей, участвовавших в обороне города. Сам он стоит на братском кладбище, где покоится прах десятков тысяч защитников. Автор этого снимка, к сожалению, неизвестен. Не все тогда подписывали свои работы. А вот имя того, кто запечатлел в 1903-м остатки укреплений на Малаховом кургане — том самом, называемом в народе Корниловским, где погиб легендарный адмирал, — известно давно: фотограф Владимир Машуков. Вскоре после этого укрепления были частично реконструированы, их первоначальный вид несколько изменился. Был открыт действующий и поныне Музей обороны Севастополя...
Владимир Машуков, к слову, профессиональный военный, полковник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, член Екатеринославской архивной комиссии, сохранил для истории и вид полустанка Ташир-Далык, который позже был упразднен в связи с открытием рядом новой железнодорожной станции Лозовая-Севастопольская.
Не раз бывал в Крыму Иван Барщевский, один из первых в России специалистов архитектурной фотографии. В 1888 году он прошел весь полуостров в составе экспедиции Императорского московского археологического общества. На выставке в Строгановском дворце привлекает внимание его снимок внутреннего дворика Армянской церкви Святого Сергия (Сурб Саркис) в Феодосии, неразрывно связанной со знаменитым русским маринистом Иваном Айвазовским. Церковь была возведена еще в Средние века. Айвазовский крестился в ней, венчался. После пожара 1888 года в основном на его средства храм восстанавливали. Художник собственноручно написал для церкви несколько икон. Здесь его и отпевали, рядом и похоронили. Церковь выстояла в войнах, пережила революцию и безбожные времена. А в конце ХХ века оказалась подтопленной, погибли замечательные фрески. Удивительной красоты портик был зачем-то перенесен в другое место, стал использоваться как беседка: Хорошо, что осталось фото Барщевского, — можно сравнить, представить, как здесь все было.
Что ни снимок (а всего их на выставке 156 плюс 40 видовых открыток), то не просто история, а целая эпоха. Близкая сердцу каждого россиянина и тогда, и сейчас, когда Крым вернулся в родную гавань. Как раз в те дни, на которые пришлось открытие вернисажа фотораритетов, в Русском музее отмечали юбилей заместителя директора по научной работе Евгении Петровой. Кто бывает в залах музея, тот наверняка знает Евгению Николаевну. Работает она здесь с 1966 года — уже полвека! Именно она автор и идеолог практически всех выставок 1980-2016 годов. Часто сама их открывает, не ограничиваясь приличествующими случаю словами, а ведет по экспозиции, увлеченно рассказывает о ней. Рассказывает так, что век бы слушал!
Кстати
Недавно в московской Третьяковской галерее с огромным успехом завершилась выставка работ Валентина Серова, собравшая почти полмиллиона посетителей — рекорд России последних десятилетий! А за несколько месяцев до этого в питерском Русском музее ажиотаж был у корпуса Бенуа, где Евгения Петрова открывала любителям живописи Серова-непортретиста. Не исключено, эти два события взаимосвязаны.