Главная Культура 22:17 13 Февраля 2016 5878
Станислав Дужников: Я бы с удовольствием сыграл злодея, да лицом не вышел

Актер, сыгравший Бомбу в «ДМБ» и Леню в «Ворониных», рассказал «Труду», как поступал в театральный вуз и узнают ли его гаишники в лицо

Анна Чепурнова

Широкому зрителю Станислав Дужников полюбился благодаря ролям в кино и сериалах — таким, например, как рядовой Бомба в популярном телефильме «ДМБ», застенчивый Миша Доценко в «Каменской», обаятельный неудачник Леня в «Ворониных». А театралы знают Дужникова как актера МХТ имени А.П. Чехова, где среди его ролей — Подколесин в «Женитьбе», Ронни в нашумевшей постановке Владимира Машкова «№ 13D», Мечеткин в спектакле по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». На фоне возвращения «Ворониных» на телеэкран (новый сезон сериала стартовал на СТС) Станислав рассказал «Труду», что ему пришлось пережить перед поступлением в театральный вуз, узнают ли его гаишники в лицо и к какой роли ему было тяжелее всего готовиться.

— Когда-то, мечтая стать актером, вы приехали в Москву из Саранска. Можно сказать, классический сюжет: в столице на первых порах и на Казанском вокзале ночевали, и дворником работали, и охранником, и вагоны разгружали. А в заветное Театральное училище имени Щукина поступили только с четвертой попытки. Неужели за все эти четыре года не возникало желания плюнуть на все и выбрать другую профессию? Или просто уехать обратно к родителям в Саранск?

— Помню, на прощальной школьной линейке нам, выпускникам, первоклассники дарили шарики с записками-предсказаниями. Так вот мне тогда досталась строчка из старинной песни: «Живет моя отрада в высоком терему». Как оказалось, это было очень точное определение: моя отрада на тот момент была театральным вузом, и жила она намного выше, чем я предполагал. Ну и как я мог от нее отказаться? Мне, пожалуй, вообще свойственна мечтательность, стремление к чему-то труднодостижимому. Хотя, признаться, желание все бросить и «летать низенько» у меня тоже возникало. К тому времени, когда я только поступал в училище, некоторые мои друзья уже чего-то добились на своих поприщах, получали хорошие деньги, вставали на ноги, а я лишь делал попытку за попыткой, пробиваясь к своей мечте. Но, к счастью, подобные сомнения как-то получалось в себе истребить и, в конце концов, доказать и друзьям, и себе, что я не напрасно так долго шел к актерскому ремеслу.

— Зато дальше, насколько мне известно, все пошло куда веселее. Вы ведь первую значимую роль, Толи Пистемеева по прозвищу Бомба в фильме «ДМБ», получили сразу после окончания театрального вуза?

— Точно. Хорошо помню то невероятное волнение, с каким приступал к работе. Ведь рядом со мной снимались настоящие гиганты отечественного кинематографа: Александр Борисович Белявский, Юозас Станиславович Будрайтис, Виктор Павлович Павлов. А я кто такой? Но, как вскоре выяснилось, переживал я напрасно, мэтры отнеслись ко мне по-доброму. Это был прекрасный опыт, его значение для дебютанта просто невозможно переоценить.

— Тот самый «ДМБ», отметивший, кстати, недавно 15-летие, действительно получился очень смешным. Наверное, и за кадром какие-то забавные ситуации остались?

— — Таких было немало. Вспомню одну, знаковую. Мы снимались в настоящей воинской части. Меня вместе с Петром Коршунковым и Михаилом Петровским, игравшими рядовых Пулю и Штыка, побрили и одели в солдатскую форму. И вот в таком бравом виде идем мы по части, а навстречу офицер, капитан из третьей роты. Едва взглянув на нас наметанным взглядом, он быстренько определяет, где наше место и чем полезным можно занять нас в ближайшее время... После того, как выяснилось, что мы актеры, капитан не очень-то комфортно себя чувствовал, встречая нас в последующие дни съемок.

— В «Ворониных» вы очень убедительно играете неудачника Леню. Этот образ вами целиком придуман или нечто похожее в вашей жизни уже случалось?

— Вообще-то, когда я был маленький, меня одно время в школе обижали. И хотя это длилось очень недолго, я, наверное, что-то из этого опыта для роли почерпнул. Но в целом я этот персонаж подглядел, собрал, как кубик Рубика, из нескольких знакомых людей, так или иначе похожих на моего Леню. Можно сказать, групповой портрет в одном лице...

— А какая роль далась вам тяжелее других?

— Для меня подготовка к фильму «1812: Уланская баллада» была очень тяжелой. Дело в том, что в этой картине мне нужно было садиться на лошадь, а я страшно боялся этого, потому что очень болезненно упал с коня в 20 лет. Но из роли сцен не выбросишь... Пришлось собрать волю в кулак и снова заняться конным спортом. Все хорошо, что хорошо кончается. И себя преодолел, и научился большему, чем умел до съемок.

— Вы часто играете людей в форме, тех же полицейских. Скажите начистоту, гаишники к вам благоволят?

— Вообще-то я вполне законопослушный гражданин и правила движения стараюсь не нарушать. Хотя иногда все-таки получаю штрафы за превышение скорости или за неправильную парковку. Но тут сложно рассчитывать на какие-то послабления от автоматических устройств. Да и даже когда инспекторы ДПС меня узнают, никаких поблажек не делают. Тут я себя начинаю успокаивать: дескать, закон для всех един... А что еще остается делать? Может, когда совсем популярным стану, получу какие-то послабления, а пока не стоит на них рассчитывать. Дороже обойдется.

— Слышала, что однажды, когда вы опаздывали на спектакль, вам пришлось выбираться из такси, застрявшего в пробке, необычным способом — через окно. Правда?

— Чистая правда. Это случилось в новогодние праздники. На Бульварном кольце машины встали так плотно, что дверь нельзя было открыть. И никакого продвижения, намертво все застыло. Вот и пришлось покидать такси через окно и мчаться во весь опор на спектакль. Прибежал в театр без пяти семь, а в пять минут восьмого уже вышел на сцену.

— Может, лучше пораньше выходить, чем переживать такие стрессы? Вы, говорят, однажды опоздали и на съемки «Ворониных» из-за того, что проспали. А на репетицию в МХТ имени Чехова можно безнаказанно опоздать? Олег Павлович Табаков — строгий худ-рук или готов войти в положение?

— Олег Павлович — человек добрый и справедливый, так дословно и запишите. Хотя, чего скрывать, бывает и строг. Но, прямо скажем, такое качество художественному руководителю просто необходимо, ибо без дисциплины в нашей профессии никак нельзя, нам же только волю дай... А что касается моих опозданий на съемки, то это хоть и случалось, но очень редко и всегда по уважительной причине. Например, съемки назначены на шесть утра, а накануне я приехал после спектакля домой поздно вечером, даже ночью. Проспать в такой ситуации вообще-то немудрено. Но, боюсь сглазить, в последнее время я стал намного пунктуальнее, чем прежде, за годы тренировок выработал в себе наконец-то это ценное качество. И теперь приезжаю на работу вовремя, несмотря ни на какие обстоятельства.

— Вы пришли в МХТ шесть лет назад. Как отнеслись к вам старожилы театра?

— Все народные артисты внимательно присматриваются к молодежи, которая появляется в театре, неважно, со студенческой ли скамьи новичок явился или уже где-то поработал. Они посещают спектакли, наблюдают. Многие из них входят в художественный совет театра, и Олегу Павловичу важно их мнение по поводу того, что представляет из себя новый артист. Я такую проверку проходил, как и все. Знаете, когда к тебе подходит, скажем, Станислав Андреевич Любшин и говорит хорошие слова, это просто окрыляет. Это счастье. Но его надо добиваться.

— А как складываются отношения с мхатовцами-коллегами? В этом театре очень сильный актерский состав, большая конкуренция...

— Если вы про театральные интриги, то обычно их начинают плести, когда людям делать нечего. А у нас в театре актеры целеустремленные и востребованные. И у всех цель одна: выпустить хороший спектакль, сделать интересную роль. А большинство коллег-ровесников — мои друзья, с которыми я познакомился на съемочной площадке, еще прежде чем прийти в Художественный театр.

— Я так понимаю, что вы человек легкий в общении, и поддерживать хорошие отношения с окружающими для вас не проблема. Это так?

— Да, я никогда не испытывал особых сложностей в общении. Думаю, каждый человек должен уметь поддерживать с окружающими хорошие отношения, а если у кого-то не получается, то нужно обязательно этому учиться. Ведь легкость в общении — это не обязательно признак легкомысленности. Это качество, в конце концов, дает и свободу, и счастье в жизни.

— Когда вам предлагают роль, по каким причинам можете от нее отказаться?

— Может, это выглядит легкомысленно, но я сторонюсь играть совсем аморальных персонажей, у которых за душой нет ничего святого.

— Но ведь в мировой классике столько грандиозных отрицательных героев! Неужто вы хотите воплощать только добреньких?

— Да я не от классики отказываюсь, а от сплошной чернухи, которую порой возводят в абсолют. Как-то раз мне предложили сыграть персонажа, который начинает есть и выпивать прямо на том месте, где только что убил человека. И затем совершает еще ряд каких-то диких поступков, мотивы которых абсолютно ничем не обоснованы. Зачем, почему все это происходит? Нет ответа, никаких намеков на объяснение. И это, извините, совсем не мое. А вот злодеев из мировой классики я бы с удовольствием сыграл, но, увы, мне такие роли пока не предлагают. Может, лицом не вышел? Впрочем, мне пока не так уж много лет, чтобы отчаиваться по этому поводу.

— У вас есть хобби?

— У меня есть любимая работа, и мне интересно все, что с ней связано. Иногда готовишься к какой-то роли и обнаруживаешь для себя много нового. К примеру, интересные исторические факты. Начинаешь копать, вникать в детали — так и возникает хобби. Но до следующего интереса. Вот, например, перед съемками фильма «1812: Уланская баллада» я заинтересовался сабельным оружием, которое во время Отечественной войны было завезено в Россию. Там столько всего! Но приходит другая роль — и появляются другие интересы. А из постоянных... Если появляется свободное время, очень люблю ездить на рыбалку — к себе на родину, в Мордовию, или здесь, на водоемы Подмосковья. Вот недавно состоялся чемпионат среди артистов по рыбной ловле, так я там занял третье призовое место. Чем не повод для гордости?

Штрихи

Станислав Дужников родился в 1973 году в Саранске. В 1998-м окончил Театральное училище имени Щукина, курс Евгения Князева. Работал в Театре имени Гоголя, на «Фабрике театральных событий» М. Горевого, в Театре под руководством Армена Джигарханяна. С 2009 года — актер МХТ имени А.П. Чехова. На счету Станислава — более 70 картин в кино и на телевидении. В 2014-м Дужников получил звание заслуженного артиста Республики Мордовия.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6046
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4568
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....