Чем руководители Минпромторга не устают радовать россиян, так это регулярными судьбоносными планами развития отечественной гражданской авиации. Вот и новый министр Антон Алиханов, только взявшись за штурвал в дотоле малознакомой ему сфере деятельности (сам он окончил Налоговую академию), тут заявил: «России нужен дальнемагистральный самолет, причем опираться стоит на семейство Ил-96, которое требует модернизации». А чтобы исключить сомнения скептиков, добавил: «Уверен, эту работу мы доведем до конца». Осталось только выяснить: мы — это кто?
Разговоры про возрождение проекта Ил-96 длятся годами, но, насколько известно нашим экспертам, исполнители предполагаемой модернизации никакой отмашки сверху не дождались. Реальной работы по возрождению машины как не было, так и нет. Откуда же оптимизм у нового главы ведомства?
Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов на просьбу прокомментировать заявление Антона Алиханова был краток: «Надо бы ему погрузиться поглубже в новые для себя дела, чтобы понять, какие проблемы предстоит решать, чтобы запустить производство дальнемагистральных лайнеров. А пока сотрясение воздуха. Хотя, не исключаю, обстоятельства подпирают: через тройку-другую лет, когда боинги с эрбасами окончательно исчерпают ресурсы, страна может остаться без авиации».
В конце прошлого года первый полет модернизированного лайнера Ил-96-400М наделал шума в авиасообществе. Это модернизированная версия лайнера Ил-96-300, который впервые поднялся в воздух в 1988-м. Сейчас такая машина эксплуатируется только спецотрядом «Россия», авиакомпании РФ его не используют. Существует два проекта модернизации самолета. Ил-96-400М — модернизированная версия четырехдвигательного самолета, а параллельно с ней не умирает и идея двухдвигательной модификации.
Такие воздушные суда, конечно, целесообразно использовать на дальние расстояния, но их полеты могут окупиться только при высоком пассажирском спросе. К тому же рядом пока эксплуатируются Airbus A330, A380, Boeing 747, Boeing 777...
К идее возвращения к дальнемагистральной гражданской авиации нас подталкивают нынешние обстоятельства и советский опыт. Увы, очень многое из того, что еще не так давно умели, мы сегодня силимся повторить — но не получается. Про мучительный процесс налаживания массового производства аналогов вездесущего Ан-2 «Труд» пишет годами, но дело идет очень тяжело. А ведь это давно пройденный этап в самолетостроении. Здесь же речь идет о широкофюзеляжном лайнере.
Вот что по этому поводу говорил «Труду» еще четверть века назад создатель дальнемагистрального Ил-96 легендарный авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов: «Летные характеристики самолета не уступают лучшим зарубежным образцам, но, похоже, у нас уже это последние широкофюзеляжные машины, которые построены в Воронеже. Ушли ценные кадры, начиная от инженеров, техников и заканчивая квалифицированными рабочими. Сейчас так много говорят о модернизации — вот вам Воронежский завод, это как раз то, что можно и нужно модернизировать! Только вот от лозунгов до реальности дистанция весьма приличная».
Как Генрих Васильевич был прав. Но кто же его тогда слушал? А сейчас эта дистанция еще больше.