Скажите что-нибудь приятное...

Руководители Минпромторга не устают радовать россиян регулярными судьбоносными планами развития отечественной гражданской авиации

Чем руководители Минпромторга не устают радовать россиян, так это регулярными судьбоносными планами развития отечественной гражданской авиации. Вот и новый министр Антон Алиханов, только взявшись за штурвал в дотоле малознакомой ему сфере деятельности (сам он окончил Налоговую академию), тут заявил: «России нужен дальнемагистральный самолет, причем опираться стоит на семейство Ил-96, которое требует модернизации». А чтобы исключить сомнения скептиков, добавил: «Уверен, эту работу мы доведем до конца». Осталось только выяснить: мы — это кто?

Разговоры про возрождение проекта Ил-96 длятся годами, но, насколько известно нашим экспертам, исполнители предполагаемой модернизации никакой отмашки сверху не дождались. Реальной работы по возрождению машины как не было, так и нет. Откуда же оптимизм у нового главы ведомства?

Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов на просьбу прокомментировать заявление Антона Алиханова был краток: «Надо бы ему погрузиться поглубже в новые для себя дела, чтобы понять, какие проблемы предстоит решать, чтобы запустить производство дальнемагистральных лайнеров. А пока сотрясение воздуха. Хотя, не исключаю, обстоятельства подпирают: через тройку-другую лет, когда боинги с эрбасами окончательно исчерпают ресурсы, страна может остаться без авиации».

В конце прошлого года первый полет модернизированного лайнера Ил-96-400М наделал шума в авиасообществе. Это модернизированная версия лайнера Ил-96-300, который впервые поднялся в воздух в 1988-м. Сейчас такая машина эксплуатируется только спецотрядом «Россия», авиакомпании РФ его не используют. Существует два проекта модернизации самолета. Ил-96-400М — модернизированная версия четырехдвигательного самолета, а параллельно с ней не умирает и идея двухдвигательной модификации.

Такие воздушные суда, конечно, целесообразно использовать на дальние расстояния, но их полеты могут окупиться только при высоком пассажирском спросе. К тому же рядом пока эксплуатируются Airbus A330, A380, Boeing 747, Boeing 777...

К идее возвращения к дальнемагистральной гражданской авиации нас подталкивают нынешние обстоятельства и советский опыт. Увы, очень многое из того, что еще не так давно умели, мы сегодня силимся повторить — но не получается. Про мучительный процесс налаживания массового производства аналогов вездесущего Ан-2 «Труд» пишет годами, но дело идет очень тяжело. А ведь это давно пройденный этап в самолетостроении. Здесь же речь идет о широкофюзеляжном лайнере.

Вот что по этому поводу говорил «Труду» еще четверть века назад создатель дальнемагистрального Ил-96 легендарный авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов: «Летные характеристики самолета не уступают лучшим зарубежным образцам, но, похоже, у нас уже это последние широкофюзеляжные машины, которые построены в Воронеже. Ушли ценные кадры, начиная от инженеров, техников и заканчивая квалифицированными рабочими. Сейчас так много говорят о модернизации — вот вам Воронежский завод, это как раз то, что можно и нужно модернизировать! Только вот от лозунгов до реальности дистанция весьма приличная».

Как Генрих Васильевич был прав. Но кто же его тогда слушал? А сейчас эта дистанция еще больше.