У нас любят повторять, что у преступности нет национальности. Депутат Госдумы Роман Худяков теперь точно знает, что это не совсем так. Вчера в Москву доставили задержанных под Волгоградом ярко выраженных представителей этнической преступности. Доказательства тому остались на лице депутата.
Машину депутата Госдумы от фракции ЛДПР Романа Худякова в районе Бережковской набережной подрезал черный Land Cruiser, из которого выскочили два крепких кавказца, которые избили Худякова бейсбольной битой. В принципе чуть ли не ежедневное московское (и не только) происшествие, интернет кишит такими видеороликами. Другое дело, что депутаты не каждый день попадают под кулак, нож или пистолет горячих гостей с юга. Оттого и частенько призывают «не нагнетать».
Худякову повезло: его обидчиков, уроженцев Дагестана (естественно, без национальности), полиция «повинтила» по горячим следам, не дав гостям столицы раствориться в родных местах. Что-то мне подсказывает, что вряд ли бы такое произошло, случись на месте жертвы обычный гражданин без депутатских «корочек». Видеосюжет с задержанием «героев» поражает наглостью бандюганов: даже в наручниках они с горящими ненавистью глазами бросаются на полицейских и журналистов с видеокамерой. Картину дополняет оружие, в том числе и стреляющее боевыми патронами, удостоверение сотрудника какой-то охранной структуры...
Как же осточертели все эти «охранники», ведущие себя так нагло и вызывающе, что законопослушным гражданам остается только по стенкам жаться! Но иногда терпение заканчивается и... Вот уже который день гудит маленький городок Пугачев после убийства местного парня приезжим из Чечни. Люди вышли на площадь не потому, что убийца приехал из Чечни, а потому, что у них нет никакой уверенности в справедливом суде над ним. Слишком много примеров, когда преступники уходят от ответственности или отделываются такими пустяками (вспомним удар чемпиона, после которого погиб московский парень: чемпион снова «защищает честь страны», а парень в могиле), что и говорить неловко. Между тем именно безнаказанность порождает еще большие жестокость и наглость тех, кто с легкостью хватается за нож, пистолет и биту, объясняя это национальными обычаями и темпераментом.
Чем больше власть будет мямлить о «бытовухе» и «преступности без национальности», тем больше будет к ней недоверия и претензий.
Вместо послесловия
13 мая наша газета написала о митингах жителей Воронежской области против попыток Уральской горно-металлургической компании начать геологоразведку на Еланском месторождении Новохоперского района. Напомню, что эта компания год назад выиграла конкурс по добыче никеля в этом районе и тут же натолкнулась на сопротивление местного населения.
Противники добычи утверждают, что добыча никеля в Воронежской области приведет к экологической катастрофе и требуют от губернатора области Алексея Гордеева вынести решение о начале добычи никеля на референдум. Представители компании размахивают заключениями экспертов, в которых говорится о безопасности подобных работ. Периодически активисты и сотрудники ЧОП, охраняющие месторождение, сходятся в рукопашную. В мае, например, экологи схлестнулись с охраной предприятия и некоторые даже получили серьезные увечья. А в конце июня они же сожгли пару буровых вышек и три строительных вагончика.
На самом деле, интересна не сама эта история, сколько то, как ее комментируют. Позиции комментаторов, освещающих этой затяжной конфликт, явно разделились. И чем дальше, тем больше они расходятся в разные стороны.
Так, тележурналисты одного из федеральных каналов попытались найти под Воронежем следы оппозиционеров типа Льва Пономарева, якобы зарабатывающего западные деньги на раздувании противоречий между властью России и ее населением. Известная публицистка Юлия Латынина в политику не полезла, зато обозвала экологов «озверевшими люмпенами», их стычки с геологами и охраной — погромами, а главным инициатором всего назвала компанию «Норильский никель». Потому что именно у Норникеля УГМК и выиграла конкурс на разработку воронежского месторождения. В общем, если верить Латыниной, во всем виноват Потанин (а не Чубайс, как обычно). Наконец, самая оригинальная версия, которую довелось услышать, звучит так: данный конфликт выгоден... воронежским риэлторам, для которых строительство завода в Новохоперском районе — это как нож острый. Потому что неизбежно приведет к падению цен на местную землю и, следовательно, к падению их доходов.
На мой взгляд, все три версии просто абсурдны. Пономареву для своей деятельности сегодня явно хватает Москвы, зачем ему какой-то Хопер? Воронежцы выходили на митинги с плакатами «Не дадим превратить Воронеж в Норильск!» Это что, получается, Потанин сам себя «заказал»? Третью идею оставляю на совести ее авторов, ибо у всех риэлторов всей Воронежской области не хватит денег на оплату столь затяжных и массовых мероприятий...
Буквально на днях случился «пугачевский бунт» под Самарой — там молодой чеченец убил русского парня, после чего население маленького Пугачева выплеснулось на улицу с требованиями к власти наконец-то навести в городе порядок, выселить из него приезжих и покарать убийцу. Городская власть в ответ мычала что-то невнятное, до тех пор, пока не вмешались федералы.
В принципе, при большом желании можно поискать чьи-то следы и в этой истории. А можно — посмотреть более широко. «Стояние на Хопре» и «пугачевский бунт» объединяет один общий признак — людям стало не всё равно, что будет с ними и их детьми в ближайшем будущем. Особенно в ситуации, когда местная власть не хочет или не может (что в общем-то равно) обращать на них никакого внимания. Гражданское общество в Воронежской области проявилось в виде экологического пикета. В Самарской — митингами перед горадминистрацией и попытками перекрывать федеральные трассы. И там, и там не обошлось без мордобоя, ряженых, националистов, юродивых, — но это наше гражданское общество. Возможно, не самое красивое. Точно, не самое гуманное. По сути, только-только формирующееся. Но называть его сборищем озверевших люмпенов точно не стоит.
А вот то, что на подобных выражениях воли народа всегда найдутся желающие подзаработать — кто политический капитал, кто просто звонкую монету, — абсолютная правда. Но это уже совсем другая история.