... Аэропорт "Шереметьево". Полчаса назад прибыл рейс из Кореи. Невысокие смуглые пассажиры толпятся у выдачи багажа, весело переговариваясь и попивая пиво. Среди них замечаю нашу белокурую соотечественницу. Оказывается, это их гид, зовут Катей. Летает и в Пекин, и в Гонконг, если начальство прикажет. "Три дня назад оттуда, - улыбается Катя. - Прививок никаких не делаю: ем чеснок и пью лимонный сок".
Никакого карантина в аэропорту не наблюдается. Лишь к трапу самолета подъехала "скорая": на случай, если кому-то из пассажиров плохо. Катя рассказывает, что один из ее подопечных всю дорогу чихал и кашлял. Но никто не поинтересовался, что с ним. "Скорее всего, простыл, - рассуждает девушка. - Хотя кто знает? Там, в Азии и Африке, много разных вирусов. Не успеешь от одного страха отделаться - уже новую беду обещают"...
Не видно и установок по обнаружению больных пассажиров. В московской мэрии нам рассказали, что этот прибор, излучающий инфракрасные лучи в радиусе 50 метров, будет фиксировать повышенную температуру с точностью до десятых долей градуса. Вся информация выводится на монитор. Кто попал в "поле зрения" электронного "градусника" - немедленно в медпункт, а если надо - в инфекционную больницу. "Видимо, их будут устанавливать только в июне или июле", - предполагает дежурный администратор. По ее словам, каждый, кто ощущает недомогание, может обратиться в медпункт. Однако поиски этого заведения оказались делом непростым: медсестру пришлось искать минут 20, а когда она появилась, то первым делом обругала меня за нетерпение.
- Что беспокоит? - поинтересовалась она вторым делом.
- Да вот, голова болит, знобит.
- В Китае была?
- Нет, но общалась с туристами из Азии.
Медсестра сунула мне градусник и удалилась еще минут на 20. Воспользовавшись ее отсутствием, я постучала термометром об ладонь так, что температура поднялась почти до 38 градусов. Вернувшись, она посмотрела на ртутный столбик и вынесла заключение: "У вас, наверное, простуда. Вы где живете? Вот туда и езжайте, к врачу по месту жительства".
Похожая ситуация на Ярославском вокзале, куда прибывает поезд из Пекина. Пассажиры высыпают из вагонов, волоча за собой гигантские баулы "в клеточку".
- Это у вас что? - интересуюсь.
- Товар, товар! - отвечают они хором, то и дело улыбаясь.
- А чувствуете себя как?
Этого вопроса почему-то никто не понимает.
- У вас больных не было? - допытываюсь у проводницы Ольги Лаптевой.
- А поди их разбери! Один жаловался на голову, просил таблетку. Я ему дала анальгин - вроде прошло.
Медпункт оказывается открытым. Температура у меня нормальная, а жалобы на озноб вызывают у фельдшера Елены Байдаковой улыбку: "Все такие пугливые стали! Боитесь - идите в свою поликлинику, сдайте анализы". По ее словам, на вокзале уже "выловили" троих китайцев с подозрением на атипичную пневмонию, отправили в больницу. Но оказалось, что у них обычное ОРЗ. Про приборы здесь тоже не слышали. "Глупость какая! - комментируют работники вокзала. - Да если каждого, у кого чуть повышена температура, проверять, никаких сил и средств не хватит!"
Напоследок я зашла в несколько подвернувшихся по пути турфирм. Мое желание посетить Корею или Китай не вызвало у агентов никакого протеста. Правда, мне попытались предложить "еще более интересные туры" в Бразилию, Грецию и на Багамы. Но, видя мою твердость, спорить не стали: недельный тур Пекин-Шанхай обошелся бы мне в 500 долларов. Правда, меня сразу предупредили: группа может и не собраться, в те края сейчас едут неохотно...