Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра Цветкова арестовали и обвинили в совершении серии убийств 20-летней давности. Основанием для ареста послужил вывод нейросети, компьютерной программы, которая нашла 55% совпадения лица Цветкова с фотороботом настоящего преступника. Ученый без малого год провел в камере. И вот, говорят, справедливость восторжествовала: прокуратура извинилась за ошибку...
В какой-то мере Цветкову повезло: ему при аресте не отрезали ухо. Однако в ходе «работы» с обвиняемым следователь подкрепил данные нейросети оговором рецидивиста, который на очной ставке заявил, что якобы вместе с ученым-гидрологом совершал черные дела. Затем под давлением было добыто и само признание Цветкова. В результате он год провел в СИЗО, несмотря на показания семьи, коллег и наличие документов, свидетельствовавших о том, что в даты совершения убийств обвиняемый находился в экспедициях. Алиби проигнорировали следователи, прокуратура, суды.
И письма главе государства не достигали цели. Ученого спасло лишь неравнодушие члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евы Меркачевой и ее личное обращение к Владимиру Путину.
Извинение на сайте прокуратуры Москвы мне обнаружить не удалось. Нет его и в телеграм-канале ведомства. Документ обнародовала на своей страничке в соцсети сыгравшая решающую роль в судьбе Цветкова правозащитница Ева Меркачева, которая призналась, что получить письменное извинение от правоохранителей было для нее неожиданностью. Она констатирует, что правоохранительным органам не свойственно извиняться и признавать свои ошибки. Правозащитница также надеется, что государство в лице конкретных структур, силовых или тех, что занимаются сферой образования, здравоохранения и так далее, будет и дальше извиняться за ошибки...
Хотя это вряд ли. Ведь и сейчас извинение не было публичным, гласным со стороны прокуратуры. Ведомство прислало ученому письмо лично, а извиниться за вопиющее беззаконие орган, поставленный надзирать над соблюдением закона, заставило только вмешательство главы государства и тот общественный резонанс, который вызвала «ошибочка» следствия, судов и надзирающих органов.
Кстати, мы так и не знаем имени того главного «героя» — любителя инновационых методов следствия, включая искусственный интеллект и другие приемы, с помощью которых законопослушные граждане легко превращаются в преступников.
Следствие утверждало, что сразу после ареста Цветков дал признательные показания. Однако коллеги ученого тогда говорили, что на обвиняемого давили, не давали еды и питья, три дня без перерыва продолжались следственные действия. Вам это ничего не напоминает из нашей славной истории? Адвокат Цветкова рассказывал, что гидрологу не давали спать, и поэтому он не выдержал и взял вину на себя. Однако позже, как только представился случай, Цветков отказался от признательных показаний. Эти, с позволения сказать, «следователи» не напрягались изучением биографии обвиняемого, не задавались вопросом, как ученый, исследующий реки и озера, отец двоих детей, 20 лет назад был способен на чудовищные убийства, истязания, поджоги, грабежи.
Было бы логичным, чтобы в извинении содержались конкретные меры, которые прокуратура предприняла в отношении лиц, расследовавших «преступления» Цветкова и превысивших свои полномочия, а также их начальства. Но ничего подобного нет и, судя по всему, не предвидится. Видимо, так ведомство представляет себе защиту «чести мундира», изрядно заляпанного? Или в высоких кабинетах опасаются, что измученный Цветков и его семья не расплывутся в счастливой улыбке от полученного письма с казенным извинением и подадут иски в отношении мучителей в погонах? Но тут силы будут, поверьте, не в пользу обиженных. Не исключено, что следователи, «раскрывшие» убийство 20-летней давности, получили за успехи очередные звездочки и носят их до сих пор.
И кстати. Прокуратура извинилась, а суд нет. Хотя как минимум несколько судей халатно подошли к делу, не изучили доказательства со стороны обвинения и защиты. Может быть, они уже наказаны, лишены мантий? Ни о чем подобном не слышно. Да и вряд ли при нынешней системе можно ожидать чего-то подобного. Ева Меркачева в комментариях вспоминает, что была свидетелем подобных извинений последний раз 10 лет назад. Потом это стало «немодным».
Абсолютно верное и точное наблюдение. Правоохранительные органы не то что перестали извиняться за ошибки и нести за них ответственность, но и просто перестали замечать перед собой людей. Простых граждан. Облеченных властью и погонами они считают своими, классово близкими, для них и стараются, а всех остальных в упор не видят. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Сколько раз за это десятилетие мне лично приходилось сталкиваться с отсутствием реакции на заявления о преступлении. Сколько раз беззаконие одних государевых людей покрывалось бездействием других! В центре Москвы вскрыли гараж и вынесли содержимое — в заведении уголовного дела отказано: мелочь, докажите, что гараж не был пуст. Бандиты угрожают семье с детьми убийством — приходите, когда убьют. Мошенники пытаются обворовать пожилую женщину — это нас не касается. Так было, так есть и так, боюсь, будет, несмотря на благостные речи с высоких трибун о законности и правопорядке.
Почти год Цветков оставался в изоляторе, арест ему неоднократно продлевали. В СИЗО его здоровье сильно ухудшилось. Его жена Марина Цветкова писала, что у него был инфаркт. Сидя под стражей, он не получал зарплаты, его семья испытывала материальные трудности. Кто за все это теперь ответит? Мы вроде бы живем в капиталистическом обществе, все наши обретения и потери имеют конкретную цену. Но почему-то жизнь и здоровье разных людей ценится совсем по-разному. Сколько будет причитаться Цветкову за год, проведенный за решеткой, за болезни, которые он приобрел? Те люди, которые его мытарили, не в состоянии понять, что означает для человека сам факт обвинения его в убийстве, помещение под стражу, соприкосновение с криминалом.
Вообще-то компенсация за моральный вред, которую обычно присуждают наши суды, составляет в среднем 5 тысяч рублей. Это если удастся доказать вред здоровью, траты на лечение. Покроет ли эта сумма ущерб Цветкова и его семьи? Смешно говорить. Сколько раз оппозиционные партии предлагали законопроекты об ужесточении ответственности за ошибки правоохранителей. Сколько раз звучали предложения ценить жизнь и здоровье гражданина выше звездочек правоохранителей. Но правящая партия на это не идет. Очень уж хочется некоторым жить, как Рокфеллер, а править, как Сталин.
В этом деле как в капле воды можно разглядеть то состояние, в котором находится правоохранительная система страны. В интервью «Коммерсанту» Цветков так ее охарактеризовал: «Получается, сейчас неважно, виноват ты, не виноват, преступник, не преступник, если кому-то захотелось подняться по службе, закрыть дело, то достаточно оговора, схожести с фотороботом, признания под давлением, и все! Даже не требуется никаких неоспоримых доказательств вины! Никакое алиби уже не имеет значения, а много ли людей могут предоставить алиби 20-летней давности? Мне просто повезло, слава Богу!»
Слава Богу... А вот систему Цветкову благодарить не за что. Она работает на себя, по своим законам, но не в интересах людей и общества. И вряд ли этот эпизод как-то повлияет на ситуацию. Фундаментальные вопросы по-прежнему остаются на повестке дня. Когда суд станет мерилом справедливости, а не продолжением следствия и обвинения? Когда наконец гражданин будет иметь хоть какую-то презумпцию невиновности и защиту от правоохранительной системы? А полицейские, следователи и судьи будут нести персональную, в том числе и материальную, ответственность за содеянное с невиновными людьми?
Ответа нет.