Запомним место и время, когда встретились два святейшества. Прихожанка в нашем храме показала мне на днях очень любопытную открытку, которую 15 лет назад во время поездки в Австрию купила в тамошнем аббатстве. Это изображение католического монастыря, над которым вмонтированы два портрета — патриарха Алексия II и папы римского Иоанна Павла II. И надпись: «Встреча предстоятелей Церквей».
Поспешил тогда венский монастырь. Открытки выпустил, а встреча, которую готовили в Австрии, так и не состоялась. И вот теперь эта женщина делилась со мной своей тревогой. Ведь не поддались мы тогда, по ее мнению, не пошли на сближение с католиками и компромиссы. А что сейчас? Не сдадим ли своих позиций?
Такие настроения и вопросы нередко возникали накануне нынешней встречи патриарха Кирилла с папой римским Франциском на Кубе. Однако сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, что была еще совсем недавно, не так просто.
Да, конечно, событие в аэропорту Гаваны действительно историческое. Никогда прежде не встречались лично понтифик и русский патриарх. Но еще более важен и значителен историзм самого момента, который мы все переживаем в последние годы. Такого точно не случалось в истории. Христианство оказалось зажатым в смертельные тиски. Его все больше теснят в Европе, изгоняя со всех общественных площадок и насаждая антихристианские законы. А во многих регионах мира христиан просто физически уничтожают. Буквально на глазах эта религия стала самой гонимой на планете. И такой поворот событий столь грозен и стремителен, что резко меняет характер отношений между христианскими Церквями. Встречи иерархов, которые прежде можно было бесконечно откладывать, теперь становятся просто неизбежными.
Вот как сказал недавно протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Мы живем в ситуации фактически начавшейся, хотя формально и не объявленной, мировой войны, в которой христиане в пределах в целом земного шара оказываются наиболее страдательной и подвергающейся угрозам и насилию стороной. Именно эта экстраординарная ситуация побуждает встретиться представителей двух древнейших кафедр — патриарха Московского и всея Руси и папы римского.
Отец Максим заметил при этом, что противоречия, которые мешали раньше встречаться главам этих Церквей, никуда не делись, просто сами собой отодвинулись во второй ряд. Это действительно так. Вовсе не патриарх с папой решают, что важнее именно сейчас, а что можно отложить на потом. Повестку дня диктует жизнь.
Мне самому приходилось наблюдать, как менялись в последние десятилетия взаимоотношения православных и католиков во многих странах.
Их как будто прибивало друг к другу грозными волнами надвигающегося с разных сторон шторма. В той же Австрии, например, католики предоставляют нашей Церкви помещения своих храмов для богослужений или бесплатно, или за символическую плату. И так происходит во многих странах. Они поступают так не только потому, что редеет их паства. Ведь пустующими помещениями можно было бы распорядиться с куда большей выгодой. Но взаимная поддержка обретает все больший смысл для православных и католиков в условиях окружающих угроз.
Наша «Православная энциклопедия» тоже установила очень тесные связи со своими католическими коллегами и уже не раз получала от них серьезную помощь в самых разных проектах. И таких примеров много. Они вовсе не говорят о том, что православные и католики стали терпимее друг к другу в своих вероучительных расхождениях. Нет. Дискуссии на эти темы продолжаются, и конца им не видно. Вопрос о том, исходит Дух Святой только от Отца, как это звучит в нашем Символе веры, или — от Отца и Сына, как это считают католики, остается предметом споров. Но ведь эти споры шли и до разделения Церквей и вовсе не мешали оставаться вместе тем, кто придерживается на этот счет разных мнений.
По-прежнему остра проблема униатства. Это форма подчинения православных Ватикану, которая особенно болезненна для нас на Украине. Именно этот вопрос был главным камнем преткновения при прежних попытках организовать встречу патриарха с папой. Таков он и сейчас.
«Уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквями», — сказал недавно митрополит Иларион (Алфеев).
Однако для встречи патриарха и папы это уже не препятствие. Потому что масштаб проблем изменился, а повестка дня стала разительно отличаться от той, что была еще несколько лет назад.
Вот они и встретились.