Главная Культура 18:15 12 Января 2020 1635
А корабль не плывет...

Наши главные государственные вещатели давно живут в параллельной реальности

Сергей Беднов
Кадр из к/ф «Одесский пароход». Фото: www.kinopoisk.ru

Считается, что новогодний эфир на федеральных каналах должен демонстрировать все самое яркое и неожиданное, но при этом обеспечивать зрителей традиционным набором фильмов и шоу, без которых торжество немыслимо, как без подарков под елкой и селедки под шубой. Было этого добра навалом и на сей раз. Но символом нынешней праздничной вакханалии можно считать не «Огоньки» с «Иронией», а спортивное событие.

О том, какая путаница случилась с одновременным показом финалов двух чемпионатов мира по хоккею, хорошо известно. Но стоит вспомнить реакцию сотрудника «Матч ТВ», на своей страничке в Сети назвавшего зрителей, введенных каналом в заблуждение, «идиотами». Позже пост был удален, но ведь первая реакция как раз и бывает самой искренней, не так ли? Она же в целом характеризует отношение телевизионных деятелей искусства к своей аудитории. Если ты доволен их творчеством — молодец. Если нет — идиот и есть. Нет, ребята, нам такой хоккей не нужен...

Почему именно этот казус можно считать символом новогоднего эфира? Да потому что наши главные государственные вещатели давно живут в параллельной реальности. Их руководство, например, уверено, что Украина волнует российского зрителя куда сильнее, чем падение его собственного, зрителя, уровня жизни. В придуманном им вневременьи десятилетиями ничего не меняется. Там всегда смешны бородатые анекдоты Петросяна, там взрослые дядьки из кавээна по-прежнему сходят за резвящуюся молодежь, премьерные сериалы меняют только название, по сюжету оставаясь похожими, как близнецы. Начальство полагает, что всем страшно интересны бесконечные нудные медицинские экзерсисы Малышевой и матримониальные — Гузеевой. Там Якубович — всегда добрый дедушка, а окаменевшей Андреевой — неизменные 30. Лица российского федерального ТВ вечны, как Ленин в Мавзолее.

Впрочем, управленцы госканалов — плоть от плоти самого государства, где малейший успех возносится до небес, любая неудача объясняется происками врагов. Вот все с ликованием осветили открытие железнодорожного сообщения на Крымском мосту. Илон Маск нервно курил в сторонке. Но даже Владимир Соловьев, рупор Кремля, в своем «Вечере» высказал крамольную мысль: мол, да, событие выдающееся. Но случись нечто подобное в Китае — поезда там преодолевали бы то же расстояние, что отделяет Москву от Симферополя, не за 33 часа, а за 3.

Как и власть, «Останкино» больше всего боится перемен. Вот года три назад общественность потребовала убрать Пугачеву, ее родственников и друзей из всевозможных «Огоньков». А результат? Да, Алла Борисовна не пела в новогоднюю ночь, зато вечером 1 января показали большой концерт Примадонны. А все ее прекрасное окружение так просто не вылезало из эфира. Перефразируя слова классика, можно утверждать, что если заснуть и проснуться лет через 20, то в России будут по-прежнему пить, воровать и радовать народ Киркоровым с Басковым.

Чем дальше, тем сильнее уверенность, что любые попытки привнести в эфир что-то новое, свежее изначально обречены на провал. Так, многие зрители как откровения ждали премьеру комедии «Одесский пароход». Она обещала вернуть нас в 70-е годы, когда «все мы жили плохо, но хорошо». Ностальгия по советскому прошлому сегодня в чести. А тут фильм по произведениям Жванецкого, точно и смешно запечатлевшим то время. И сценарий-то написал, и снял картину Сергей Урсуляк, который после «Ликвидации» считается вторым после Бабеля истинным ценителем одесского колорита. А актеры? Крючкова, Муравьева, Усатова, Гармаш, Машков, Хаматова, Ефремов... И не просите огласить весь список, пожалуйста. Места для перечисления народных любимцев не хватит. А результат? Уж так пользователи плевались в Сети, так негодовали!

Зрелище и правда получилось невыдающимся. Такой капустник, где отдельные номера, построенные на старых миниатюрах Михал Михалыча, связывают между собой советские песни в исполнении сурового хора пенсионеров. Что главное — все это на редкость несмешно, хотя и звучат одна за другой фразочки, над которыми мы когда-то ухохатывались. И не поймешь сразу, в чем причина: то ли литература Жванецкого не поддается переносу на экран, то ли юмор маэстро устарел. Но главным раздражающим фактором стало даже не это. А отсутствие у авторов позитива по отношению к славному прошлому, когда все было так тепло, по-домашнему, не то что сегодня. Когда даже отдельные недочеты, присущие эпохе развитого социализма и высмеянные писателем, казались милыми недоразумениями.

В финале «Парохода» на экране появляется сам Жванецкий. Он молча разворачивается и уходит, унося свой знаменитый портфель. А камера взмывает вверх и показывает, что все, что мы только что видели, — это не уголок старой Одессы, а мосфильмовская декорация, которую тут же начинают разбирать рабочие. А в кадре на горизонте появляется сегодняшний день в виде «Москва-Сити». Маэстро как бы простился с прошлым, без сантиментов, без жалости, и у финала получился философский смысл. Но большинство разочарованных зрителей до него не дотерпели...

И в заключение красноречивые цифры. Лишь за последние три года аудитория новогоднего эфира «Первого» сократилась на 18%, а у «России» — на 12%.

Хочется чертыхнуться и запеть: «Мы ждем перемен», но, пожалуй, сегодня песню Цоя сочтут экстремистской.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6037
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4497
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....