Такую перемену может во многом обеспечить появление на заседаниях присяжных. Ими станут обычные москвичи, выбранные методом лотереи среди всех жителей города, за исключением судимых, недееспособных, не достигших 25-летнего возраста и некоторых других категорий граждан. На днях мэр Москвы своим распоряжением утвердил их численность: 93 тысячи человек для городских судов общей юрисдикции и 55 тысяч - для военных.
Можно ли отказаться от почетного права вершить судьбы? Как будет оплачиваться работа присяжных? На эти и другие вопросы отвечает председатель рабочей группы по кадровой политике судов Москвы, депутат Московской городской Думы Владимир ГРУЗДЕВ.
- Наша страна подписала конвенцию Совета Европы и обязана привести свое законодательство в порядок по части защиты прав человека. Значит, суды присяжных должны быть. В девяти регионах, включая Подмосковье, они уже работают, а Москве и всем остальным предстоит догонять, перенимать опыт.
Но ввести суды присяжных "вдруг" не получится, переход будет постепенным. С начала 2003 года в суде будут участвовать всего по двое заседателей. А вот с 1 января 2004 года на процессе будут работать уже не два представителя общественности, а коллегия из 12 присяжных заседателей. Но только в том случае, если о присутствии присяжных будет ходатайствовать сам обвиняемый. Их задача - сказать только одно слово: "виновен" или "не виновен", а меру наказания определяет судья.
- Так называемые "народные заседатели" участвовали в судебных заседаниях и в прежние годы. Почему их упраздняют и заменяют присяжными?
- Потому этот институт и упраздняется, что зачастую их присутствие оставалось чистой формальностью. Несогласия обоих заседателей всегда было достаточно для того, чтобы "аннулировать" решение судьи. Но такого никогда не происходило. Заседателями, как правило, были очень пожилые люди, которые редко вникали в суть происходящего и со всем автоматически соглашались. Надеюсь, что присутствие присяжных заседателей формальностью уже не будет. И опыт работы первых в стране судов присяжных эту надежду подкрепляет: число оправдательных приговоров в них в десятки раз выше, чем в обычных судах. В среднем по России суды общей юрисдикции признают невиновными один процент, а суды присяжных - 18 процентов подсудимых.
- Как быть, если материалы следствия стопроцентно подтверждают вину, но присяжные скажут "не виновен"? Ведь это не профессионалы, а многие преступники и тем более адвокаты умеют давить на жалость.
- Разжалобить присяжных - это нормальный ход защиты, который используется во всем мире. Заседатели для того и существуют, чтобы обвиняемый имел возможность обратиться к обществу, к обычным людям с их гражданской позицией. Суды присяжных особенно нужны в тех случаях, когда доводы обвинения выглядят спорными, недостаточными. Ну а если присяжные допустили явную ошибку, если очевидно и подтверждено бесспорными фактами, что они не правы, хотя такое случается редко, вердикт может быть обжалован в Верховном суде, дело отправлено на новое рассмотрение.
- Предположим, меня оповестили, что я стал присяжным. А я не хочу участвовать или же меня не отпускают с работы - можно ли отказаться от этого почетного права?
- Никакого наказания за отказ, конечно, не предусмотрено. Я думаю, что отказавшегося просто заменят тем же лотерейным способом, не заставлять же. А вот работодатель не имеет права вас "не отпустить". Более того, по закону он обязан и оплатить то время, что вы отсутствуете из-за работы в суде. Возможно, это не совсем правильно: в большинстве других стран оплату вносит сам суд, но у нас закон пока таков.
Однако я думаю, что работодатель должен быть заинтересован в делегировании своих сотрудников в суд, и чтобы это делали и другие. Тем более что придется отпускать не так уж часто. Объясню на простом примере. Представьте себе предпринимателя, работника банка, который не уплатил в срок налоги. Допустим, сумма крупная - 2 миллиона рублей. Это тяжкое экономическое преступление, возможный срок наказания - до 15 лет. И вот он приходит на суд присяжных. Но никто (представим) из работодателей не отпустил на суд ценных сотрудников: менеджеров, маркетологов, секретарш... В результате все заседатели представляют только один слой - пенсионеров. Они живут очень бедно и, мягко говоря, не любят банкиров. Как вы думаете, они примут во внимание, что у подсудимого были форс-мажорные обстоятельства: наехали бандиты, он заболел и физически не мог осуществить платежную операцию или стал жертвой партнеров, которые не выполнили обязательства. Вряд ли хоть кто-то из пожилого состава присяжных вникнет в ситуацию, тонкости бизнеса и скажет "не виновен". Поэтому должны быть представлены все поколения (в том числе обязательно и пенсионеры), как можно больше разных профессий, сфер рынка, классов. Только тогда мнение присяжных будет объективно. А возможно это только в том случае, если присяжные и их работодатели не будут игнорировать своего почетного права.
- Появление присяжных - лишь один из "прорывов" в области судебной реформы. А как она идет в целом?
- Позитивных перемен не так уж мало. Я, например, очень приветствовал решение Конституционного суда о том, что с первого июля сего года только суд имеет право дать санкцию на задержание и арест. Судья объективно проверяет представленные для ареста материалы. В результате количество арестов уже сократилось не на проценты, а в разы. Необоснованных, бессмысленных арестов почти не стало. Судьи под этим решением подписываются, а они (я с судьями много общаюсь) очень не любят делать ошибочных действий, всегда их тяжело переживают.
Наконец-то стали появляться мировые суды. Это очень нужный институт, и я горжусь, что в моем избирательном округе почти полностью укомплектовали штат мировых судей. Через год в Москве будет 384 мировых судебных участка. Их задача - рассматривать те дела, которые можно не доводить до районного суда. Это нетяжкие уголовные преступления, предусматривающие до 2 лет лишения свободы, разводы в семьях без детей и раздел имущества в них, если речь идет о суммах меньших, чем 50 тысяч рублей. В нашей стране, к сожалению, из миллиона 200 тысяч осужденных едва ли не половина - сидят за мелочи: кражу (с голодухи) кочана капусты или мешка картошки. Просто была такая практика: если уж дело дошло до суда общей юрисдикции - жалеть никто не будет. А ведь за те же правонарушения закон позволяет наказать штрафом или принудительными работами. Мировые суды работают уже во многих регионах, и очевидно: они лояльнее, поскольку имеют возможность без спешки, на местах вникать в суть "незначительного" дела.
И одновременно они значительно облегчают работу судов общей юрисдикции, взяв на себя всю "мелочь", составляющую до 50 процентов уголовных дел.
- Почему же все-таки Москва по части судебной реформы сейчас только наверстывает то, что во многих регионах уже сделано?
- Одна из объективных причин - дефицит кадров именно в столице. Возможно, сказывается и то, что в судебной системе города не хватает мужчин. У нас в судах общей юрисдикции порядка 80 - 85 процентов - женщины. В других регионах - картина обратная. Объяснение простое: зарплата судьи в Москве точно такая же, как в регионах. Вот только шесть - десять тысяч (столько в среднем получает судья) в Калмыкии или в Чувашии - это очень хорошие деньги, а в Москве на такую зарплату семью прокормить уже не так легко. А ведь речь о квалифицированных юристах, которые могут зарабатывать гораздо больше, если уйдут в адвокаты или юристами на фирмы. Вот лучшие и покидают залы суда. И даже студенты юридических вузов проходят мимо судов, стремясь попасть на более денежное место. Как результат, острая нехватка энергичных людей с новыми взглядами, идеями - тех, кто и должен стать двигателем реформы.
Суды, собирая пошлины, приносят в казну довольно большие деньги. Было бы логично, чтобы государство часть из этих средств направило на повышение зарплаты судьям. Возможно, это и произойдет. Во всяком случае в бюджете на будущий год расходы на судебную систему планируется увеличить на 23 процента.