Исторические помещения хлебопекарни или, как она называлась в XVII веке, хлебодарни перегородили, из окон сделали двери. Выкинули решетки, установили писсуары. А под самой палатой выкопали подвалы и устроили в них камеры кондиционирования, которые остаются там до сих пор.
Только три года назад музейным работникам Кремля удалось добиться, чтобы туалет закрыли. И начались реставрационные работы. Одностолпную палату - 200 квадратных метров новой площади можно наконец-то увидеть во всей ее красе. Со сводами, арками...
- Но мы подозревали, - рассказывает научный руководитель музея-заповедника "Московский Кремль" Алексей Левыкин, - что есть еще скрытые помещения...
Реставраторы стали прослушивать стены, отбили штукатурку и обнаружили заложенные дверные проемы. За ними оказались четыре крошечные комнатки-чуланы, до свода заполненные кирпичом. Низкие потолки, каменные ниши - шкафы. Чуланы расположены один за другим - справа от западного входа. В каждом была своя, скорее всего, сосновая струганая дверь, которая навешивалась на кованые петли и специальные подставы. Они были сделаны настолько добротно, что сохранились в прекрасном состоянии до наших дней. Минуло три с лишним века, а выглядят так, будто сделаны только вчера. Скорее всего в чуланах хранили кухонную утварь и специи для выпечки хлеба.
- А вот еще кованое изделие, - обращает наше внимание сотрудник Центральных научных проектных реставрационных мастерских Георгий Евдокимов, - балка крепления сводов. Осталась, к сожалению только одна - остальные безжалостно срезали автогеном, когда монтировали туалеты. Придется восстанавливать. Между прочим, металлические изделия стоили в те далекие времена очень дорого - до 60 процентов от стоимости всего строительства.
Потом были еще удивительные открытия - обнаружили две каменные лестницы - со второго этажа на первый, из дворца в хлебопекарню и на улицу. Они были "спрятаны" в толстенных (шириной примерно 2,5 метра) стенах. Могли, как полагают историки, служить потайными выходами для Патриарха.
Строили в XVII веке из кирпичей. Они были раза в полтора больше по размерам, чем современные. Правда, Патриаршая палата возводилась из как бы уменьшенного большемера. Скреплялись кирпичи известковым раствором. Застывал он дольше, чем цементный, - в течение нескольких месяцев. Стены при этом "играли". Выравнивали их, оштукатуривая тем же известковым раствором. Он сохранился до сих пор.
- Георгий, вы зашли в комнаты, коридоры, которые были закупорены несколько столетий. Не опасались подцепить какую-нибудь таинственную заразу из XVII века?
- Обычно такие ужасы придумывают журналисты. В жизни ничего похожего еще не случалось. Ведь те же археологи раскапывают разные эпохи - исторические и доисторические, древние города, захоронения. И - ничего. К тому же найденные помещения были заложены еще в середине XIX века до потолков кирпичом.
- А откуда в Кремле в те времена брали кирпич?
- Судя по тому, что на брикетах в Патриаршей палате стоят клейма с двуглавым орлом (в XVII веке клейма и появились), кирпич привезли с государственных казенных заводов. А хранился он в хамовнических сараях. Не исключено, что кирпич был подарен государем Алексеем Михайловичем Патриарху Никону. Хотя точных указаний на это нет.
- Качественно, на ваш взгляд, работали мастера в XVII веке?
- Но по-другому и быть не могло. Хотя бы потому, что объем строительных работ в те времена был небольшим. Да и относились к делу по-другому. Потом учтите - строили все-таки Патриарший дворец. Он по роскоши не уступал царскому. А сам Никон наравне с Алексеем Михайловичем Романовым носил титул государя. Из-за того, что известковый раствор имеет другую температуру застывания, работы велись только в теплое время года. Начинали в мае и заканчивали в октябре. На ответственной стройке трудились сотни рабочих, были задействованы, в том числе и свободные от ратной службы, походов стрельцы.
- Примерно так, как сейчас армия помогает убирать урожай?
- Не совсем. Тогда воины не привлекались в авральном порядке. В найденных документах даже остались записи: "стрелец- каменщик". И деньги им за строительные работы платили обязательно: из-под палки, исключая крепостных, никто не трудился.
Сейчас своды побелили, но в XVII веке в хлебодарне было темно от копоти печей. Те стояли в ряд - пять или семь штук. Зимой - так было устроено - они отапливали второй этаж - покои Никона.