Годовая инфляция в мае ускорилась, с некоторым прискорбием признал Росстат. Впервые за последние шесть лет показатель перешагнул за отметку в 6%. Но, как это и бывает, официальные данные резко разошлись с той картиной, которая открывается обычным людям.
Глава Минфина Антон Силуанов оценил ситуацию довольно сдержанно. На Петербургском международном экономическом форуме он предположил, что темпы роста цен свидетельствуют о «перегреве экономики», то есть о ситуации, когда экономический рост идет слишком быстро. Правительство, заверил он, «беспокоит» происходящее.
Миллионы россиян, скажем прямо, беспокоятся гораздо сильнее министра. И есть почему. Так, в мае по сравнению с апрелем банальная свекла подорожала на 35%, капуста — на 25%, морковь — на 18%, а картофель — на 15%.
Допустим, это можно списать на появление овощей нового урожая по завышенной цене. Но отчего за последний месяц подскочила в цене гречка в среднем на 8%? Нет нам ответа.
Краснодарские сельхозпроизводители не особо верят в то, что продовольствие к осени подешевеет, поскольку цены на удобрения буквально взлетели, на некоторые сразу вдвое. Рост цен на бензин продолжается уже шестой месяц. Керосин в аэропортах уже скакнул на 20%, а значит, кроме сезона отпусков цены на авиабилеты уже вовсю задираются еще и из-за топливного фактора.
Стройматериалы с начала года стали дороже на 12,07%, а если взять, к примеру, пиломатериалы, то тут розничные расценки увеличились вдвое. Минпромторг даже заговорил об ограничении экспорта...
Ну и еще очень наглядный факт. Президент Российского союза пекарей Алексей Лялин заявил, что в большинстве регионов цены на хлеб давно не соответствуют рыночным и должны вырасти как минимум (держитесь за стул!) в 4 раза. Иначе, прогнозирует он, о разнообразии хлебобулочной продукции (как и о качестве) можно будет забыть.
Премьер Михаил Мишустин назвал предупреждение хлебопеков возмутительным. На что ему незамедлительно ответили: вместо того чтобы обвинять кого-то в жадности, правительству стоило бы повышать покупательную способность населения и снижать налоговую нагрузку на бизнес.
О том же самом постоянно говорят представители транспортной отрасли. В ответ на упреки на недоступность перелетов для большинства россиян они отвечают, что вообще-то в России вполне адекватная, рыночная стоимость билетов. А вот уровень зарплат — нет.
Вот, скажем, страна активно поставляет за рубеж подсолнечное масло. По зарубежным ценам. Значит, и цены на внутреннем рынке будут стремиться к экспортным, это неизбежно. Но потребитель не готов платить рыночную цену. Поэтому к нам из-за границы прет дешевое пальмовое масло.
И возникают резонные сомнения. Если при объективных предпосылках для роста цен у Росстата инфляция едва превышает 6%, что же берется в расчет? Сыр из-под пальмы? Гречка из шелухи? Вот, скажем, цены на красную икру за год официально выросли на треть. Верю. Цены в ресторанах — на 15%. Верю. А в 6% инфляции — ну никак! Это разговор в пользу бедных.
Хотя, простите, бедные не означает тупые. Необходимость считать копейки развивает математические способности, знаете ли. А значит, пора что-то менять — или методику, по которой чем дальше, тем больше лукавит Росстат, или представления о собственном населении. Понимаю, что это трудно. А кому нынче легко?