Главная Культура 19:01 11 Июня 2016 9225
Страсти по «Андрею Рублеву»

Пятьдесят лет назад Андрей Тарковский закончил свой великий и многострадальный фильм

Леонид Павлючик

14 июня в Плесе стартует юбилейный, десятый по счету, кинофестиваль «Зеркало» имени Тарковского. Киносмотр откроется показом фильма «Андрей Рублев», который выдающийся русский режиссер закончил летом 1966 года. Но страна смогла увидеть авторский вариант ленты только в перестройку. Мы решили вспомнить, как создавался этот шедевр отечественного и мирового кино. И какие тернии выпали на долю его творца.

Идея фильма родилась у актера Василия Ливанова, который, обладая в молодости тонким, иконописным лицом, мечтал сыграть Андрея Рублева, автора великой «Троицы». За сценарий взялись два друга, два Андрея — Кончаловский и Тарковский, которые имели опыт совместной работы над фильмом «Иваново детство», удостоенным двух «Золотых львов» в Венеции. В книге «Низкие истины» Кончаловский вспоминает об этом так: «Сценарий мы писали долго, упоённо, с полгода ушло только на изучение материала. Читали книги по истории, по быту, по ремёслам Древней Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, — все открывать приходилось с нуля».

Обилие перелопаченного материала вылилось в 250 страниц сценария — это было в три раза больше нормы. Вместо канонического биографического фильма возникла фреска о жизни Руси в эпоху татарского ига, княжеских междоусобиц, как бы увиденная глазами монаха, художника, страстотерпца Андрея Рублева. Вместо жесткой повествовательной структуры сценарий предстал в форме восьми новелл, связанных не столько общим сюжетом, сколько эмоциональными, образными «рифмами». Такой «мозаичный» подход был внове для советского кино, он насторожил чиновников Госкино, но слава Тарковского в ту пору была столь велика, что фильм все-таки запустили в производство без больших проблем.

По признанию того же Кончаловского, снимать Ливанова в роли Рублева Тарковский не собирался — первоначально он видел в этой роли Смоктуновского, но тот, будучи на гребне известности и выбирая между шекспировским Гамлетом и Рублевым, выбрал Гамлета. На главную роль пробовались Станислав Любшин, Виктор Сергачев, но в итоге ее сыграл свердловский актер Анатолий Солоницын, который сам, без приглашения группы, приехал к Тарковскому и, пройдя через серию тщательнейших кинопроб, убедил режиссера в своей незаменимости.

Ради того, чтобы лучше вжиться в образ и точнее передать суровый характер чернеца, который подверг себя многолетнему обету молчания, Солоницын сам замолчал на четыре месяца. Он объяснялся с окружающими только жестами. В итоге на площадке (снимать, как водится, начали с последней новеллы «Колокол») у него оказался сиплый голос, которым Рублев в финале фильма сказал мастеровому Бориске ныне знаменитые на весь мир слова: «Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать»...

Бориску сыграл Николай Бурляев, которого Кончаловский нашел в буквальном смысле на улице. Режиссер пригласил худого забавного паренька в свою короткометражку «Мальчик и голубь», оттуда юный актер перекочевал в «Иваново детство», а в «Андрее Рублеве» ему предназначалась роль Фомы, ученика знаменитого иконописца. Однако Бурляев, несмотря на свою молодость, уже тогда обладал характером. Он попросил у Тарковского роль Бориски, сына колокольных дел мастера, которая была рассчитана на 30-летнего исполнителя. На уговоры Николая омолодить героя Тарковский лишь отмахивался. Тогда Бурляев склонил на свою сторону оператора Вадима Юсова, искусствоведа Савву Ямщикова, который работал на фильме консультантом, и Тарковский, в конце концов, утвердил актера на эту важнейшую роль. Жизнь показала, что фильм от этого только выиграл. Выиграл он и от участия замечательных актеров Ивана Лапикова (Кирилл), Николая Гринько (Данила Черный), Юрия Никулина (монах Патрикей), Юрия Назарова (Великий князь, Малый князь), первой жены Тарковского Ирмы Рауш, самоотверженно сыгравшей Дурочку, наконец, от феерического Ролана Быкова, который с присущим ему темпераментом сыграл в «Андрее Рублеве» Скомороха. Характерно, что автор «Айболита-66», не прибегая к помощи специалистов, сам сочинил для своего героя танец, музыку и срамные частушки.

Фильм снимали во Владимире, Суздале, Пскове, Изборске, Печорах — среди подлинных памятников архитектуры, которые имели прямое отношение к эпохе Андрея Рублева. Несколько сцен было снято в Москве, во дворе Андроникова монастыря, в келье которого последние годы жил Рублёв. Съёмки продлились больше года — с сентября 1964 по ноябрь 1965 года. Было много трудностей. Летние сцены, как водится, зачастую приходилось снимать в холода. Вот как описывал Николай Бурляев эпизод, во время которого его герой ищет глину для формовки колокола:

«Снимали в конце октября. Вся группа, кроме меня, была одета в овчинные тулупы. Я должен был пройти по краю обрыва под проливным дождём, который имитировали пять пожарных брандспойтов, и съехать на спине вниз с горы. После первого же дубля в глазах потемнело от боли и холода. Но Андрей просит: «Коленька, давай ещё разок». И так повторялось шесть раз. После по приказу Андрея для меня была истоплена изба. Анатолий Солоницын сосчитал ушибы и синяки на моём теле — их оказалось двадцать восемь. Но потом пришёл в избу Андрей и чуть ли не ноги мне омыл. Он был таким нежным и добрым, что если бы тогда сказал: «Коленька, нужен ещё один дубль», я тут же пошёл бы на край обрыва». 26 августа 1966 года Тарковский подготовил фильм к сдаче. Он назывался «Страсти по Андрею» и длился 3 часа 15 минут. Пятилетняя эпопея от первоначальной заявки до готового фильма завершилась. Началась эпопея по пробиванию картины. Здесь надо сказать, что в «Страстях...» не было идеологической крамолы. Тарковский не принадлежал к диссидентам, он не вкладывал в фильм лукавых мыслей. Вот как говорил об идее фильма сам режиссер: «Русские люди уверовали в свою силу, в своё окончательное освобождение (от монголо-татарского ига. — Л.П.). Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».

Но, похоже, что-то неизведанное, новое прозрел в своем фильме и сам режиссер, чем нагнал страху на чиновников. А прозрел он Бога, философско-религиозную, церковную, духовную сторону жизни древней Руси. Это было непривычно и даже неприемлемо в атеистической стране. Заодно посыпались обвинения в антиисторизме, натурализме, чрезмерной жестокости фильма. Масла в огонь подлила публикация в одной газете, где утверждалось, что во время съемок творческая группа ради эффектных кадров заживо сожгла корову, а в другой сцене для этих же целей была зарезана лошадь.

Тарковский в письме на имя председателя Госкино А. В. Романова назвал статью «инсинуацией», расценив её как звено в последовательной «травле», начавшейся еще после выхода фильма «Иваново детство», которому бросали обвинения в пацифизме, и с новой силой вспыхнувшей ныне. По поводу жестокого обращения с животными на съемках он ответил, что лошадь была взята со скотобойни и всё равно была бы вскоре умерщвлена, а корова была накрыта специальной тканью из асбеста и во время съемок не пострадала. Что же касается жестоких сцен в фильме, то без них, по его словам, нельзя было передать жестокость эпохи.

Самое интересное, что критической позиции по отношению к «Страстям» придерживались не только государственные мужи, но и часть творческой интеллигенции. Холодно к фильму отнеслись, в частности, такие светила, как академик Лихачев, художник Глазунов, писатель Солженицын. Уже будучи в США, «вермонтский отшельник» увидел в специально пересмотренном им фильме не слепок русской истории, а «колкий намек на современность». По его мнению, «Рублев в фильме — это переодетый сегодняшний «творческий интеллигент», отделенный от дикой толпы и разочарованный ею».

На защиту фильма тем временем стали практически все ведущие мастера кино, в том числе Михаил Ромм, Сергей Герасимов, Григорий Александров, Юлий Райзман, Григорий Зархи, Александр Алов, Эльдар Рязанов. Но, несмотря на их заступничество и невзирая на 37 поправок, которые согласился внести Тарковский, фильм все-таки положили на полку. В ограниченный прокат, и то в сокращенном виде, его выпустили только через пять лет, в 1971 году, когда фильм уже покорил весь мир.

Дело в том, что «Совэкспортфильм» успел продать картину за рубеж до того, как она была признана «вредоносной». «Андрея Рублева» пытались отозвать назад, но фильм уже попал в Канн, был показан вне конкурса, получил престижную премию ФИПРЕССИ. «Андрей Тарковский делает честь советской кинематографии. Если Тарковский сумел снять такой фильм, значит, Довженко и Эйзенштейн нашли себе достойного преемника», — писала газета «Монд». Критики всего мира отмечали чарующий образ русской природы, воспетый поэтичной камерой Вадима Юсова, духовную высоту главного героя, красоту древнерусской иконописи, которую Тарковский, по сути, открыл миру.

На Родине настоящая встреча фильма со зрителем состоялась лишь благодаря перестройке. Это произошло в 1987 году, увы, через год после смерти Тарковского в эмиграции, когда чудом спасенная режиссерская версия ленты была выпущена на экраны. Сегодня картина существует в двух вариантах. И сокращенный «Андрей Рублев», и полная версия «Страстей...» — ныне неоспоримая классика отечественного кино. Глубокое и прекрасное, полное живой жизни кинополотно Тарковского регулярно входит в списки лучших фильмов мирового экрана за всю историю десятой музы.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6045
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4566
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....