Александр ЖУКОВ, председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы:
- По-моему, сейчас актуален другой вопрос: стоит ли гасить долги за счет внутренних источников или пойти на рефинансирование, то есть перезанимать. Внешние долги уже не представляют опасности, поэтому отдавать их опережающими темпами смысла нет. В связи с высокими ценами на нефть в страну поступает большое количество валюты, и необходимости в займах я тоже не вижу. Поэтому платить за кредиты лучше строго по графику.
Евгений ГАВРИЛЕНКОВ, профессор, руководитель Центра макроэкономических исследований и прогнозирования:
- Долги, о которых вы спрашиваете, - это долги правительства, но не ЦБ. А он отвечает за устойчивость валюты. Если бы у нас было авторитарное государство, тогда оно забрало бы у ЦБ 40 млрд. и погасило долги сразу за два-три года. Но главный банк у нас независимый, он сам принимает. К тому же наш Минфин не очень надежный заемщик, и я не уверен, что ЦБ решится одолжить ему свои сбережения для опережающих выплат по долгам.
Константин КОРИЩЕНКО, зампред Центробанка:
- Предоставляя кредит, иностранные кредиторы обычно оговаривают условия, не допускающие досрочного погашения. Во многих наших долгах записано, что мы не имеем права раньше времени их выкупать. Да и при наличии такого права надо хорошенько подумать, прежде чем им воспользоваться. Попытка скупить хотя бы 10 процентов долгов обернется взлетом цен, и ставки сравняются.
Андрей НЕЧАЕВ, бывший министр экономики:
- Досрочно скупая долги, мы сэкономим на процентах. Но эта величина не столь принципиальна. Советника Илларионова значительно больше беспокоит опасность так называемой голландской болезни. В связи с притоком валюты в страну возникает опасность чрезмерного укрепления рубля и падения конкурентоспособности отечественной промышленности. Опасность такая сейчас есть, но пока ЦБ успешно ее блокирует.
Может, лучше деньги, которые Илларионов предлагает направить на внешние долги, потратить на выплаты по долгам внутренним?