Оказывается, есть люди, которые собирают даже коробочки от монпансье. Кстати, эскизы для конфетных коробок могли писать и Серов, и Васнецов. Стоят они сейчас от 20 до 150 долларов. Многие собирают скульптурки кошек, собак, медведей и прочих животных. Анималистика обходится любителям в сотню-другую долларов. А вот "царский сервиз" из 50 предметов, сообщил продавец, стоит 120 тысяч долларов, граммофон - 10 тысяч. Между прочим, граммофон - работающий. Но цену определяет не житейская потребность. Из Николаевского сервиза никто есть не станет. Это - вложение капитала.
Пока я разглядываю все это великолепие, появляется покупатель, достает лупу и начинает тщательно изучать часы.
- У вас часто бывают интересные вещички, - говорит он продавцу.
- А "интересные" - что это значит в цифровом выражении? - пытаюсь я вступить в разговор.
- "Интересные", - хмыкнув, говорит знаток, - это от двух до ста тысяч. Вот у меня, - задирает он рукав, - дешевые часы, за две тысячи. Но мне сейчас нужен товар посерьезнее.
Я смотрю на его ничем не примечательные часы и пытаюсь понять: счет идет в рублях или в долларах? Поняв, с кем имеет дело, знаток, рассмеявшись, нравоучительно замечает: "здесь, уважаемый, на рубли не считают".
- Сегодня антиквариат - это самая твердая валюта, - просвещает меня хозяин магазина Лев Алексеевич. - По данным статистики, в 2001-2002 годах доходы от вложений в антиквариат составляли 25-30, а по некоторым видам - 35-40 процентов годовых. Выгоднее всего деньги вкладывать в живопись. За последние несколько лет цены на картины Саврасова, Шишкина, Серова, Левитана выросли в пять раз.
Особенно высоко котируется Айвазовский. Его картины, говорят, продаются по цене 1000 долларов за квадратный сантиметр. Правда, мой собеседник не относится всерьез к этим показателям популярности. Все же картины даже одного художника очень отличаются друга от друга и по художественной ценности, и по коммерческой стоимости. Тот же Айвазовский за свою жизнь написал 6 тысяч картин, но полотен, автором которых он считается, в десять раз больше. Как рассказывали современники, известный маринист охотно подписывал и работы своих учеников...
Помимо монументальных музейных произведений, у великих мастеров были сравнительно небольшие, "кабинетные" картины, которые вписываются в обычный интерьер. Они и стоят значительно дешевле. На последнем салоне, рассказывает Лев Алексеевич, он выставил картину Врубеля, которая ушла по цене однокомнатной квартиры в панельном доме - за 35 тысяч долларов. Вот и решайте, во что лучше вкладывать - в недвижимость (и платить с нее налоги) или повесить на стену картину и получать удовольствие от повседневного созерцания живописи великого мастера?
- Нужно только учесть, - предупреждает меня владелец салона, - что покупка произведений искусства требует высокой квалификации покупателя. - Истинную цену определяет аукцион, - говорит президент Антикварного объединения "Гелос" Олег Стецюра. - У нас ежегодно проводится около 150 аукционов. Серьезные проходят раз в неделю - по пятницам. А раз в месяц - аукцион "для профессионалов".
Кто же сегодня покупает антиквариат? Покупателей, говорит Олег Стецюра, можно разделить на четыре "ценовые" группы.
Первая - в диапазоне до 1000 долларов, - это мелкие дилеры и люди, которые хотят сделать "недорогой подарок" состоятельному человеку. Вторая группа - с платежеспособностью до 10000 долларов. За такие деньги можно купить ювелирные изделия Фаберже, Гарнера, Попова и художников предвоенной поры. Третья группа - вещицы до 100000 долларов. На первый план здесь выходят произведения живописи и во вторую очередь - фарфор, бронза и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Среди авторов начинают мелькать фамилии известных русских художников: того же Айвазовского, Левитана, Шишкина, Врубеля. Речь, конечно, не о музейных полотнах. Например, покупатель элитного жилья не прочь украсить свой кабинет не очень известным портретом знаменитого мастера. Его можно купить тысяч за 20 - 30.
Четвертая группа - вещи для олигархов. Это монументальная живопись музейного значения, произведения, которые знакомы по школьной программе. Например "Черный квадрат" Малевича был куплен за 1,4 млн. и передан в дар Русскому музею.
- Картины, которые продаются с аукциона, проходят тщательную экспертизу. Но это не спасает новичков от ошибок. Покупают вещь, - говорит Стецюра, - потому что она понравилась. А опытные коллекционеры никогда не ограничиваются чисто визуальным восприятием. При покупке антиквариата не менее важный фактор - потенциальная возможность в будущем эту вещь выгодно продать. А для этого нужны опыт и знание конъюнктуры рынка.