АЛЬТ-ХАУС НА РЯЗАНЩИНЕ
У дверей нас встречает заместитель директора по медицинской части Сергей Мирошкин. Извиняется за усталый вид: целый день с инспекцией приезжали начальники из пожарной части.
- Проще отработать несколько смен, чем отвечать на дотошные вопросы пожарных, - смеется Сергей Вячеславович. - Но, слава Богу, у нас "немецкий" порядок. А как же иначе, если за модель взят немецкий образец домов престарелых - альт-хаусов, - где акцент делается на медицинское обслуживание, которое в российских домах-интернатах недостаточно развито.
В геронтологическом центре три квалифицированных врача, есть отделение сестринского ухода, куда пациенты могут прийти на лечение, реабилитацию. Деньги для этого поступают из бюджета города, еще 75 процентов отчисляют сами пациенты из своей пенсии. Благодаря этому они могут пребывать здесь до полного восстановления. Пациентов и жильцов - 80 человек. У них разные судьбы. Кто-то всю жизнь был как перекати-поле - ни кола ни двора. Другие - из асоциальных семей, где стариков заставляли просить милостыню, не кормя, жестоко избивая. Одна из таких "рабынь", чудом уцелевшая, сама пришла в богадельню, где неделю не могла откормиться, прятала хлеб под матрас. Есть и одинокие, потерявшие на старости лет всех родных. Редкий случай - в этом году сын нашел отца, от которого молодая сожительница избавилась, отправив старика тайком от родных в дом престарелых.
КАК ИМ ЗДЕСЬ ЖИВЕТСЯ?
Заглядываю в приоткрытую дверь. У окна одна из женщин возится с лейкой. Да у нее на подоконнике огород! За столом другая женщина разложила ткань. Вхожу, знакомлюсь. Это Зинаида Кирилловна, беженка из Ташкента, ей 83 года. Пожила полтора года у родных, надоела им, да так, что пригрозили убить. Теперь вот в доме престарелых, считается местной законодательницей мод. Шьет подружкам наряды, не расстается со швейной машинкой. Женщина всегда остается женщиной. Недавно в центр поступил новый жилец, так все женское население, по выражению Мирошкина, "повытаскивало наряды и гарцует".
В соседней комнате - семейная пара: Нина Алексеевна Томина и Александр Митрофанович Востряков. Их встречу нагадала цыганка. Были они уже в возрасте. Александр Митрофанович - вдовец, а Нина Алексеевна в свои 49 - девица на выданье. Три года назад приехали из зоны наводнения с Урала. Думали, временно, но, судя по всему, навсегда. Наивные старики, возвращаясь в Рязань, они думали, что государство вернет их квартиру, которую 20 лет назад отдали безвозмездно городу. Нина Алексеевна даже песню сочинила о будущем счастливом новоселье. Берет со шкафа запылившуюся гитару и наигрывает незатейливую мелодию.
- Мы стараемся поселить в комнате стариков, которые совместимы по характеру, интересам и даже положению, занимаемой некогда должности. А то ведь "начальники" и здесь остаются "начальниками", заявляя себя лидерами, - говорит Сергей Вячеславович. - Соперничество порой доходит до курьезов: кому быть старшим в комнате, первому сесть у самовара... Словом, жизнь бурлит. И все в ней по-настоящему, как "за забором".
Недавно для местной библиотеки дирекция закупила серию сочинений Дарьи Донцовой. Думали, книги будут стоять на полках. Какое там! В очереди стоят, обсуждение, коллективную читку устраивают, чтобы и слабовидящие включались в дискуссию!
"НАМ БЫ ПРИСТРОЕЧКУ"
В отделении милосердия разработана целая технология по уходу за пожилыми пациентами. Их средний возраст - 74 года. А вот Татьяна Захаровна Еремина в этом году отметила 95 лет.
Здесь осознаешь точность фразы: старики что малые дети. Привязаны к директору Владимиру Васильевичу Стружанову, боготворят лечащих врачей, медсестер, нянечек. Да и есть за что. Сергей Мирошкин уже семь лет здесь. Все происходящее воспринимает близко к сердцу.
- Когда в халате, мне без устали рассказывают о своих болячках. С утра, например, жаловались на головную боль... Сниму халат - начинают душещипательные беседы за жизнь. Жалко мне их.
Сергей Мирошкин мечтает о пристройке к центру. Благодаря ей можно получить еще 50 мест. Проект имеется. По идее это будет приспособленное для всех медико-лечебных процедур помещение.
А пока Сергей Вячеславович показывает, чем располагает сегодня: физиокабинет, ЛФК, стоматология, комната психологической разгрузки... Есть спортзал. Но этого, по мнению Сергея Вячеславовича, мало.
- Да будет вам пристройка, - успокаивает его председатель отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Геннадий Васильевич Пашин. - Сколько мы вам направили на развитие, ремонт и прочие нужды?
- Больше трех миллионов, - отчитывается Мирошкин.
- И в этом году будут поступления, - обещает Геннадий Васильевич. - Стариков в обиду не дадим.
Слова Пашина не расходятся с конкретными делами. Это знают во всех интернатах и домах престарелых области. За шесть последних лет благодаря Рязанскому отделению Пенсионного фонда более двух десятков государственных и муниципальных социальных учреждений были отремонтированы, оснащены автотранспортом, укомплектованы необходимым оборудованием. Прокладывались водопроводы и газопроводы. Восстанавливались спальные корпуса и хозблоки. Завозилась мебель и медицинская аппаратура. Многие из заведений, как, например, Елатомский психоневрологический интернат или Кермисинский дом ветеранов, пережили буквально второе рождение.
Так что и пристройка у центра появится. Можно не сомневаться.